Методологические основы принятия решений. Стратегия и стратегическое управление, страница 14

Рис (таблица) с .201

Этап 1

Задача. Анализ существующей системы:

1. Формулирование системной задачи.

2. Определение проблем.

3. Анализ факторов.

4. Определение сильных и слабых сторон.

5. Формирование цели развития / модернизации системы.

Эксперты. Заказчик. Специалисты.

Инструмент. Экспертное проектирование (мозговой штурм). Метод парных сравнений. Метод бальных оценок.

Результат. Описание задачи. Проблемы. Сильные и слабые стороны. Цель развития.

Этап 2.

Задача. Формирование концепции перспективной системы:

1. Задачи деятельности.

2. Информационный анализ деятельности.

3. Коммуникационный анализ деятельности.

4. Организационно-функциональный анализ деятельности.

5. Определение главных направлений развития системы.

5. Определение ресурсного обеспечения развития системы.

6. Формирование цели программы развития системы.

Эксперты. Заказчик. Специалисты. Системные аналитики.

Инструмент. Информационное обследование. Метод информационно-функционального анализа. Метод организационно-функционального анализа. Экспертное проектирование. Метод бальных оценок. Бостонская матрица.

Результат. Главные направления модернизации. Ресурсное обеспечение программы. Цель программы.

Этап 3.

Задача. Проектирование программы:

1. Проектирование целевых программ

2. Проектирование подпрограмм

3. Проектирование комплекса мероприятий.

Эксперты. Специалисты. Системные аналитики. Проектировщики.

Инструмент. Девятимерная линейка. Экспертное проектирование.

Результат. Комплекс целевых программ. Комплекс подпрограмм. Комплекс мероприятий.

Этап 4.

Задача. Оценка эффективности программы и механизма ее реализации:

1. Оценка эффективности программных мероприятий и программы в целом.

2. Формирование организационно-финансового механизма реализации программы.

3. Формирование механизма для контроля результатов внедрения программных мероприятий.

Эксперты. Специалисты. Системные аналитики. Проектировщики. Заказчик.

Инструмент. Девятимерная линейка. Бостонская матрица.

Результат. Оценка эффективности программы. Организационно-финансового механизм. Механизм контроля.

Сценарий тренинга служит основой для его проведения. Его основные элементы:

- формулируется тема Т;

- определяется цель Т;

- анализируется проблема;

- формулируется общая постановка задачи;

- определяется входы системы;

- даются рекомендации экспертам по решению задачи (методы, инструменты, взаимодействие, временной период);

- формулируются вопросы и задания экспертам;

- проводится обработка результатов;

- делаются выводы, оформляются результаты тренинга. 

4.6 Проведение тренинга

Методика экспертного анализа и формирования программы развития

Тренинг 1. «Организационно-функциональный анализ управления системой»

Цели:

1. Провести анализ, дать оценку информации, циркулирующей в исследуемом объекте, оценить возможности и потребности в информационных ресурсах.

2. Сформировать информационную модель управления системой.

3. Выявить основные проблемы создания, внедрения, модернизации, функционирования управления системой.

Анализ проблемной ситуации. Априорная информационная неопределенность для принятия управленческих решений для всевозможных проблемных ситуаций. Причина – неоднозначность границ системы, неадекватность описания ее внутреннего состояния конечным набором данных.

Граница системы определяется исходя из простоты описания системы и здравого смысла. Поэтому перечень возможный проблемных ситуаций часто не совпадает с реальным, перечень исходной информации о системе может быть неполным. Высокая динамика системы может влиять на устаревание информации.

Имеет место ситуация: недостаток информации не позволяет принимать обоснованные решения, ее накопление приводит к устареванию, вероятности принятия неадекватного решения на основе устаревшей информации.

Одной из главных проблем на этапе создания системы является проблема информационно-функционального анализа.