- кодирование (придание условленной формы и статуса) – классификация информации в соответствии с имеющейся структурой (фреймом);
- запоминание / поиск. Для когнитивного процесса характерны ассоциативные связи между единицами информации. В организации эти связи представлены процедурами, правилами, образцами поведения, технологиями. Человек в организации принимает организационную практику, она отражается на его мышлении.
- структуризация (придание необходимой формы информации) – процесс движения от стадии к стадии для придания необходимой формы решению
- оценка результата.
Результатом информационного процесса является структура общего знания, единицей которого выступает фрейм. В качестве фрейма применяются: концепции, сценарии, схемы, планы, модели и т.п. Фреймы требуют затрат когнитивной энергии, но их применение обеспечивает управление стратегией. Опыт рождает фреймы. Фреймы влияют на события, порождающие опыт, используются для интерпретации полученной информации. Построение нового фрейма требует отмены / модернизации прежнего.
Выделяют две ветви когнитивной методологии:
- Объективистская (Конструкционистская): знания – отображение объективной картины мира. Субъект познает окружение, учитывает это знание при создании стратегии. Большое значение придается творческим аспектам стратегического процесса, одновременно уделяя огромное внимание ограниченности человеческого познания. Существуют предпосылки для тенденциозности при принятии решения: стереотипы мышления (мышление аналогиями, непоследовательность, консерватизм, недооценка неизвестности, односторонняя избирательность, эскалация…) являются причинами искажения в процессе познания. Аналитик должен приобрести максимум знаний о среде при минимуме искажений и использовать знание при разработке стратегии.
- Субъективная: познание определяет окружение. Познание связано с конструированием интерпретаций. Аналитик воспринимает, связывает события во внешней среде, дает им оценку, устанавливает содержание и значение. В процессе трактовки событий конструируется интерпретация окружения. В процессе создания стратегии применяется большое число фреймов с многоуровневой интерпретацией.
Генеральная схема:
- идея: создание принципов, технологи познания и системы знаний (фреймов) путем обучения, адаптации;
- руководство стимулирует познание, процесс познания выполняет аналитик и искусственный интеллект (ПО);
- содержание С: интеллектуальная технология формирования системы знаний в условиях эволюции системы, среды и самой системы познания;
- среда до конца неопределенная, динамичная, непредсказуемая;
- система: когнитивная, саморазвивающаяся, адаптивная;
- стадии: идеология, стратегическое планирование, принятие стратегических решений.
Основные положения:
1. Формирование системы – процесс познания, включающий видение и обучение;
2. В процессе познания формируется система знаний, структурированная в соответствии с познаваемой системой / процессом;
3. Стратегии основаны на базе знаний в виде фреймов, которые предписывают способ получения и использования знания (объективизм) либо принципы интерпретации фактов для получения информации (субъективизм);
4. Роль системного аналитика состоит в управлении процессом познания – поиск баланса (контроль/обучение, стабильность / перемены, мыслительный процесс / реализация стратегии, система знаний / компьютерные технологии).
Методология применима для профессионально-ориентированных систем, функционирующих в сложной, динамичной, непредсказуемой обстановке. Любая система находящаяся в новом окружении вынуждена индивидуально или коллективно обучаться, чтобы определить цели стратегического управления, причины дестабилизации. Появляется исследовательский вид деятельности системы, познание становится обязательным условием способности к адаптации, гибкости системы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.