Формулирование стратегии является процессом видения и обучения. Стратегическое видение – мысленное представление стратегии, образ, связывающий количественно выраженные намерения. Содержание стратегического видения можно представить в виде взаимосвязи компонентов: (Рис стр 165)
1. Предвосхищение будущего, основанное на знании прошлого (В – взгляд вперед, В – взгляд назад);
2. Представление о возможности управления процессами (В – взгляд сверху);
3. Постижение внутренних процессов системы (В – взгляд вглубь);
4. Творчество, способное выделить из окружения нечто большее, чем ранее открытое и познанное (В – взгляд кроме того);
5. Постижение сопутствующих проблем, «оборотной стороны» (последствий) процесса (В – взгляд за);
6. Выведение системной целостности взглядов (В – взгляд сквозь).
Путем интеграции различных форм видения аналитик осуществляет стратегическое обучение – приобретает опыт, формирует свою структуру знаний.
Стратегия возникает, когда в процессе изучения сложившейся ситуации, системных возможностей ее разрешения, аналитик приходит к верно ориентированному поведению системы. Обучение происходит на всех уровнях системы (функциональных). Приобретаемые знания порождают изменения. Сумма изменений на всех уровнях может привести к изменению стратегического курса всей системы.
Когнитивная методология описается на ряд концепций обучения:
- частного инкрементализма: стратегический процесс считается коррективным, фрагментарным, решения принимаются спонтанно, чаще для разрешения единовременных ситуаций, чем для постоянного эффективного управления, основанного на возможностях системы. Процесс внесения изменений в стратегию близок к оперативному реагированию;
- логического инкрементализма: система считается динамической, синергетической, задача аналитика – интеграция и ориентирования саморазвивающихся процессов во времени и пространстве. Изменения стратегии вносятся уже на этапе ее формирования, система обучается и использует знания для изменения стратегического курса;
- эволюционной теории: изменения системы – не только результат управления, но и следствие взаимодействия ее компонентов. При устойчивом функционировании стандартные (регулярно повторяющиеся) действия обеспечивают и контролируют результативность функционирования системы. Изменения стратегии отражают эволюцию макросистемы (метасистемы). Роль стратегического управления состоит в исключении неэффективных моделей и стратегий, анализу, синтезу и внедрению новых эффективных;
- стратегических инициатив: решает проблему инноваций в системе. Стратегические инициативы возникают глубоко в иерархии системы, затем продвигаются наверх. Задача стратегического управления – стимулировать инициативу на нижних уровнях, способствовать ее продвижению по иерархии системы;
- развивающейся стратегии: пошаговое приближение к искомой модели поведения путем исключения прежних ошибок. Прошлый опыт используется для синтеза реальности. Стратегическое управление заключается в полном и верном интерпретировании опыта для целей управления.
Зонтичная стратегия определена в общей перспективе, в частных проявлениях является спонтанной. Аналитик контролирует общую часть стратегии, для определения частного содержания полномочия делегированы нижним уровням системы. Система обучается и централизованно контролируется. Сочетание процесса обучения и умеренного контроля дает эффект в управлении системой (имеются сфера контроля и сфера адаптации).
Когнитивная методология изучает проблему обучения как повышения уровня собственных знаний, динамические подходы к развитию организационных способностей.
Значительное влияние на познание оказывает способ обработки информации. Выделяют этапы информационного процесса:
- отбор (сортировка) информации, подлежащей обработке (например, секретарь);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.