Методологические основы принятия решений. Стратегия и стратегическое управление, страница 4

Звезда: высокий потенциал развития, высокая доля – ключевые виды деятельности, их требуется поддерживать, со временем снижается перспективность (приносит и прибыль и высоки издержки), переходит в корову;

Корова: низкий потенциал развития, высокая доля – виды деятельности дают стабильный, хороший эффект, но ресурсы следует перераспределять, на неразвитые, но перспективные виды (не требуются дополнительные затраты, прибыль направляется на детей и звезд), со временем переходит в собаку;

Собака: низкий потенциал развития, низкая доля – следует избавляться от слабо развитых направлений, имеющих низкий потенциал.

Формирование стратегии в методологии позиционирования рассматривается как контролируемый процесс. Особенность заключается в стратегическом выборе позиций, а не развертывании неочевидных перспектив, не в формализованном программно-целевом планировании. Администрирует стратегический процесс руководитель, основной проектировщик – аналитик.

Генеральная схема: 

- идея – формирование целесообразной, экономически обоснованной позиции на конкурентном поле;

- руководство организует системные исследования, оценивает результаты;

- системный аналитик проводит исследования, обосновывает альтернативные решения;

- содержание С.: последовательность позиций, приемов созданная на основе системного анализа и прогноза;

- среда стабильная, контролируемая, измеряемая, поддающаяся экономическому анализу;

- система обладает конкурентными преимуществами;

- стадии: позиционный анализ, прогнозирование позиционных возможностей.

Основные положения:

- стратегия направлена на достижение генерических позиций в окружении системы, которые могут быть идентифицированы;

- позиции являются экономически обоснованными и конкурентными;

- стратегии формируются на основе аналитических расчетов;

- основная роль принадлежит системным аналитикам, они формируют варианты стратегических решений.

Конкурентное преимущество является результатом применения генерической (родовой) стратегии, разновидностями которой являются:

- стратегия дифференциации — создание у покупателя чувства убежденности в том, что продукт организации превосходит подобный продукт конкурентов (данное обстоятельство помогает ей предлагать более высокие цены);

- стратегия лидерства по издержкам — достигнув низких затрат на производство, организация может получать высокие прибыли при низких ценах;

- стратегия фокусирования— применение стратегии дифференциации или стратегии лидерства по издержкам на узкопрофильных сегментах рынка (возможно, только на одном сегменте).

Организация должна четко осознать, КАКОЙ должна ли быть СТРАТЕГИЯ: лидерства по издержкам или стратегия дифференциации; а также КАКИМИ должны быть МАСШТАБЫ: узкими или широкими.

Ограничения:

Позиционный анализ помогает в разработке стратегий систем, функционирующих в определенных стабильных условиях. Он представляет руководству данные о результатах деятельности, достижениях, неудачах на определенном этапе.

1. Методология применима для исследования сформировавшейся системы при стабильной, предсказуемой или контролируемой среде.

2. Аналитические расчеты требуют значительного временного ресурса.

3. Стратегия доминирует над процессом управления.

4.2.2  Методологии описывающего характера

Когнитивная методология

Процесс разработки стратегии рассматривается как процесс мышления. Главную роль играет системный аналитик, который, обучаясь, познает системы, размышляя, воздействует на систему. Стратегический процесс анализируется с точки зрения познавательных способностей человека. Предмет методологии – процесс формирования стратегии.

В процессе стратегического познания аналитик посредством своего видения и обучения способен делать аналитические выводы, синтезировать стратегию как на сознательном, так и подсознательном уровне. Большая роль в процессе познания принадлежит интеллектуальным информационным технологиям и системам.