16 июня 1919г. газета "Вестник Дагестана" напечатала второй ответ Халилова шейху. Здесь генерал утверждает, что, если бы не шейх и не движение большевиков, то казаки, по всей вероятности, в Дагестан бы не пришли. Временный правитель Дагестана предлагает Али-Хаджи порвать с большевиками и объявить об этом всенародно в печати, ибо, пишет он, шейх был введен ими в заблуждение[31]. Халилов объявляет Али-Хаджи "изменником" и лишает звания шейх-уль-ислама, поручив эти обязанности А.-Б.Мустафаеву до созыва 15 августа 1919г. всенародного съезда, на котором предполагалось избрать нового шейх-уль-ислама Дагестана. В обращении к народу Халилов призвал во всех шариатских делах подчиняться указаниям Абдул-Басыра-Хаджи, а не Али-Хаджи Акушинского[32]. Но неустойчивая позиция шейха Абдул-Басыра-Хаджи (он в 1918г. поддержал большевиков и являлся заместителем шейх-уль-ислама А.-Х.Акушинского) не нашла понимания у части горцев даже Темир-Хан-Шуринского округа, откуда он был родом. Неподписавшийся автор статьи в газете «Вестник Дагестана» называет его «главным кадием местной Красной Армии».[33] Поэтому в Главное Шариатское и Духовное управление мусульман при А.-Б.Мустафаеве народ мало обращался. А когда антиденикинским восстанием было охвачено большинство округов Дагестана, из управления вышли его члены Джамалутдин-Хаджи Карабудахкентский и Зияудин-Кади Куппинский. Остались лишь Муртаза Кудалинский и Пахрудин Аргуаникский. Тем не менее обязанности официального Шейх-Уль-Ислама Абдул-Басыр-Хаджи выполнял до выдворения Добрармии из Дагестана и, соответственно, писал приказы как руководитель Главного Шариатского и Духовного управления Дагестана. Так его приказом от 16 октября 1919г. депутатами в Те-мир-Хан-Шуринский окружной суд были включены: 1) по Темир-Хан-Шуринскому участку: житель селения Н.Казанище Агарагим Кади Мустафаев 2) по Дженгутаевскому участку: житель селения Кадар Али Кади Саидов 3) по Карабудахкентскому участку: житель селения Губден Казанап Эльмирза Гаджиев 4) по Таркинскому участку: житель селения Кумторкала Мутазим Кади Султанов 5) по Чирюртовскому участку: житель селения Чонтаул Амирхан Темирханов. Его позиции относительно были сильны только в родном, Темир-Хан-Шуринском, округе, который в значительной степени находился под контролем правительственных и деникинских войск.
Несмотря на официальное отстранение М.Халиловым А.-X Акушинского от руководства Главным Шариатским и Духовным управлением мусульман, его продолжали называть шейх-уль-исламом и к нему народ тогда обращался больше, чем к любому другому дагестанскому шейху, что говорит о прочной репутации последнего среди мусульман Дагестана и в широких кругах общественности.
Возмущенный тем, что дагестанские чиновники и офицеры в Темир-Хан-Шуре сдают деникинцам боевые припасы, имущество и снаряжение, 15 июня 1919г. Али-Хаджи обращается к ним с протестом. Шейх ставит их в известность о том, что по его зову из многих обществ Дагестана в Леваши прибывают отряд за отрядом, которые могут причинить много бедствий населению, если их привести в Темир-Хан-Шуру. Упрекая чиновников правительства и офицеров в пособничестве казакам (деникинцам И.С.), он посылает проклятья тем, кто даже сочувствует и помогает им, требует уведомить его, кто из них сторонник ислама и мусульман, а кто тяготеет к казакам[34].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.