На это событие остро реагировала и дагестанская общественность. Съезд представителей всех округов Дагестана, созванный 16 марта 1919г. в Темир-Хан-Шуре, решительно выступил за оказание вооруженного отпора деникинцам.
Для обсуждения вопроса о вторжении Добровольческой армии Деникина, правительство Горской республики, совместно с парламентом в апреле 1919г. созвало специальное заседание. Слухи о злодеяниях деникинцев над ингушами и чеченцами быстро распространялись среди дагестанцев. Правительство Горской республики лихорадочно искало пути выхода из создавшегося положения. Первым долгом оно попыталось создать национальные войска для оказания противодействия деникинцам. Их действия тогда соответствовали настроению общественности Северного Кавказа и Дагестана. Но критическое положение правительства усугублялось тем, что, с одной стороны, среди его членов по отношению к белым не было единства, с другой - этому правительству плохо подчинялись немногочисленные войска, а народ устал от неопределённости и не вполне доверял неустойчивой и слабой власти.
На заседание были приглашены также самые авторитетные духовные лица Дагестана. Премьер-министр Коцев лично ездил в горы за шейхами Али-Хаджи и Узун-Хаджи. Основным вопросом, обсуждавшимся на заседании, был вопрос оказания противодействия надвигающейся опасности с Севера.
Если против большевиков в 1918г. шейхи не нашли общего языка, то перед опасностью подчинения деникинцами сразу смогли договориться. Их отнюдь не радовала перспектива оказаться под пятой казаков. Еще свежи были в их памяти итоги восстания 1877 года, когда целые дагестанские аулы подверглись разорению царскими войсками. Деникинцы рассматривались ими как сторонники и последователи старого режима. Вслед за Узун-Хаджи слово для выступления было предоставлено Али-Хаджи, который поддержал предыдущего оратора в том, что чеченцам и ингушам необходимо оказать военную помощь. "От других я слышу, будто для того, чтобы защищать Республику и свободу нужно воевать, - заявил шейх Али-Хаджи. Воевать нужно для того, чтобы дать восторжествовать нашей религии. Свобода и независимость так же дороги для нас, но каждое дело необходимо соразмерять с шариатскими предписаниями"[5].
Своеобразно охарактеризовал шейх разные категории людей. По его мнению, люди бывают трех категорий: верующие, неверующие и богоотступники. Из них самые плохие богоотступники, которые в душе имеют одно, поступают по-другому и делают вид, что они мусульмане.
Влияние шейхов Узун-Хаджи и Али-Хаджи на общественные круги настолько возросло, что никого не удивило, когда премьер министр Горской республики П.Коцев получил от них порицание за то, что правительство игнорирует шариатские предписания, плохо поддерживает шариатские суды на местах и не допускает алимов к управлению краем. Как выше мы отметили, определенная часть дагестанского общества требовала сосредоточения в руках алимов и шейхов не только духовной, но и светской власти. Эта идея активно поддерживалась и распространялась отдельными шейхами.
Такие же упреки шейхов за бездеятельность в утверждении шариата и отсутствии контроля за шариатскими судами получил Муфтий Н.Гоцинский. В кулуарах парламента по вопросу присутствия английских войск в Дагестане между П.Коцевым и Узун-Хаджи произошёл небольшой диалог. Присутствие англичан в Порт-Петровске премьер-министр оправдывал отсутствием достаточных сил у правительства для их изгнания. Тогда шейх обещал собрать своих мюридов и изгнать иностранные войска из Дагестана.
На заседании парламента прозвучал призыв чечено-ингушской фракции о помощи в отражении с их территории частей Добровольческой армии. Парламент Горской республики вынес следующее постановление: "Предложить правительству организовать единый революционный фронт для защиты завоеваний трудовых районов Кавказа и их прав на самоопределение. С этой целью войти в соглашение со всеми политическими партиями и течениями, имеющимися среди народов Союза"[6].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.