Для горного края в начале XX века было характерно сочетание развивающегося капитализма в условиях, во многом сохраняющих патриархально-родовые отношения и религиозные убеждения. «В условиях патриархально-феодального уклада жизни горских народов, - пишет не по наслышке знающий Северный Кавказ Н.Янчевский, - загнанных в горы русским царизмом, ислам был центром, связывающим раздробленные и разноязычные народы. На этой основе боролся Шамиль, создавалась Шариатская монархия, играли турки и англичане»[4].
Бурное время выдвинуло авторитетных духовных и светских лидеров, которые влияли на ход событий описываемого времени в Дагестане. Они были разные, разная была их позиция к тем или иным политическим силам России. Их всех в Дагестане объединял ислам, но все манипулировали им в своих политических целях.
В нашей историографии до недавнего времени недостаточно внимания уделялось изучению внутреннего мира поднявшихся на борьбу людей: их психологии, настроению, складу ума и традиционной линии поведения. И коль скоро мы сейчас открыто говорим, что историческое сознание людей той эпохи было религиозным и оно просто не могло быть иным, значит, больше не представляется возможным рассматривать народные движения вне сферы религии. Рассматриваемый нами этап истории Дагестана является как раз таковым, поэтому не всегда с первого подхода поддаются нашему объяснению поступки отдельных современников описываемой эпохи. Отсюда и вполне естественные споры среди исследователей. Главное, совсем ещё недавно попытки историков объективно, без идеологической предвзятости осветить события, связанные с религиозными деятелями, мягко говоря, "корректировались" цензурой и властью. С учетом того, что это осталось в прошлом и в связи с появившимися новыми возможностями, автор берёт на себя смелость отвергнуть некоторые устоявшиеся в нашей историографии стереотипы.
Для этого нами используются и вводятся в научный оборот десятки новых архивных документов, следственные материалы, воспоминания участников революции и гражданской воины, научные труды дагестанских и российских исследователей, опубликованные по теме за последние годы.
ГЛАВА I. Общественно-политическая обстановка накануне вторжения деникинцев
Советская Россия, охваченная гражданской войной, в сентябре 1918 года ВЦИКом была объявлена военным лагерем. Против большевиков поднялись не только монархисты, кадеты, но и вчерашние союзники-меньшевики, эсеры и анархисты. Положение в стране обостряли своим вмешательством страны Антанты. Все это не могло не отразиться и на внутриполитическом положении Дагестана и всего Северного Кавказа.
К весне 1919г. здесь сложилась очень сложная политическая обстановка. В Порт-Петровске расположились до полутора тысяч солдат английских войск, направленных правительством этой страны для борьбы с большевизмом и защиты своих экономических интересов, а также отряд генерала Пржевальского, который насчитывал несколько тысяч солдат и тоже имел задачу не допустить Красную Армию в Дагестан.
Получив специальное задание и военно-техническую поддержку, для свержения Горского правительства и установления в Дагестане Советской власти, с группой большевиков из Москвы приехал У.Буйнакский. В феврале 1919г. он активизировал революционную деятельность и создал подпольный обком большевиков.
Характеризуя общественно-политическую обстановку в Дагестане, накануне деникинского вторжения, позже газета "Красный Дагестан" писала: "При слабости Горского правительства и его непопулярности среди широкой массы трудящихся крестьян устроить переворот было делом не гак уж трудным, но вся суть заключалась в том, что Порт-Петровск стал военной базой добровольцев" (деникинцев).
Как известно, под натиском наступающей Добровольческой армии Деникина, понеся огромные потери, в начале 1919г. Красная Армия сдала свои позиции на Северном Кавказе. Вторжение Добровольческой армии в пределы Горской республики и расправа над мирным населением вызвала негодование у горских народов Кавказа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.