Центросоюз Российской Федерации
Проректор по методической работе
_________________
«___»___________________ 2002 г.
дисциплины «Профессиональная этика юриста»
специальности 021100 «Юриспруденция»
Новосибирск 2002
Рабочая учебная программа дисциплины «Профессиональная этика юриста» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения и примерной программой дисциплины.
Автор: , к.ф.н., профессор.
Рецензенты: , к.ю.н., профессор; , к.ю.н., доцент; , доцент.
Программа обсуждена и рекомендована к изданию кафедрой, протокол № 7 от 8 мая 2002 г.
© Сибирский университет потребительской кооперации, 2002
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цель и задачи дисциплины
В современных условиях, когда осуществляется фундаментальное обновление законодательства, ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, а человек провозглашается Конституцией высшей ценностью, изучение нравственных аспектов профессии юриста становится особенно актуальным. Деятельность юриста касается важнейших благ и интересов людей, их прав и свобод, связана с вторжением в личную жизнь и принятием решений, влияющих на судьбу человека, поэтому современный юрист для успешной профессиональной деятельности должен иметь серьезную этико-психологическую подготовку.
Профессиональная этика юриста необходима для гуманизации права, осуществления судебной реформы, квалифицированного правового и морального регулирования, защиты прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и терроризмом, повышения эффективности труда.
Цель учебной дисциплины –– изучение специфики этико-психологических закономерностей в правовом регулировании, усвоение научных этических знаний и формирование сознательных представлений о нравственных аспектах юридической деятельности, нравственной сущности юридической профессии и моральных требованиях к ее представителям.
Задачи курса:
1) формирование этической компетентности –– морального знания, необходимого для решения профессиональных задач в правоприменительной области;
2) изучение теоретических принципов перехода этического знания в нравственные установки, убеждения и нравственную практику;
3) формирование нравственно-психологической культуры юриста, обеспечивающей высокий уровень культуры юридического труда, профессионального общения, деловых отношений и поведения.
Задача практических занятий – трансформация теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения теоретических источников, в профессиональные умения, навыки и личные нравственно-психологические качества юриста; формирование собственного стиля поведения и делового имиджа.
1.2. Место дисциплины в системе высшего
профессионального образования
Дисциплина «Профессиональная этика юриста» является компонентом учебного плана подготовки юристов по специальности 021100 «Юриспруденция».
Профессиональная этика юриста носит междисциплинарный характер, синтезируя и обобщая теоретические аспекты таких наук, как философия, психология, социальная психология, юридическая психология, этика, социология, педагогика, конфликтология и др. Профессиональная этика юриста занимает важное место в юридическом образовании и юриспруденции как теоретической и практической деятельности в области права. Юриспруденция, будучи органическим единством таких отраслей, как теоретические, нормативные и прикладные науки, относит профессиональную этику к прикладным наукам, наряду с криминалистикой, юридической психологией, судебной медициной и др.
Интеграция юриспруденции и профессиональной этики осуществляется на различных уровнях:
● как применение этического знания в виде моральных экспертных оценок;
● как трансформация этического знания в установки, убеждения и деловые качества юриста;
● как применение морально-этического подхода в нормативных науках (гражданском, уголовном, административном, семейном и др. праве);
● как использование морально-психологического подхода во всех видах правоохранительной и правоприменительной области.
1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В процессе изучения дисциплины студент должен приобрести:
а) знания:
l моральных аспектов юридического труда, нравственной сущности юридической профессии;
l специфики морального регулирования;
l общих и специфических моральных принципов в области правосудия;
l видов взаимодействия морали и права;
l особенностей профессиональной морали юриста;
l системы моральных норм и их деонтологической направленности;
l моральных основ процессуального общения юриста;
l функциональной роли нравственной культуры, ее содержания и структуры;
l причин, условий и путей предотвращения профессиональной деформации личности юриста;
б) умения:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.