Домашний арест как мера пресечения. Понятие и сущность домашнего ареста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

искоренять, но через менее или более продолжительные сроки законодатель вынужден был возвращаться к использованию данной мере пресечения, как к наиболее удачной мере, позволяющей сочетать оптимальную степень принуждения с соблюдением прав обвиняемого, при достижении задач, поставленных перед уголовным судопроизводством.


Глава II. Основания для избрания меры пресечения в виде домашнего ареста в уголовном процессии России.

§1. Осуществление надзора за условиями домашнего ареста.

Домашний арест является второй по строгости мерой пресечения после заключения под стражу. Не случайно законодатель засчитывает время домашнего ареста в срок содержания под стражей (п.2 ч.10 ст. 109 УПК). Ходатайство о применении в качестве меры уголовно-процессуального пресечения в виде домашнего ареста должно быть мотивированным и излагать обстоятельства, которые бы подтверждали невозможность избрания более мягкой меры пресечения. Постановление судьи о применении в отношении обвиняемого этой меры пресечения также должно быть законным, обоснованным и мотивированным (ч. 4 ст. 7 УПК РФ).

В соответствии с ч.3 ст. 107 УПК РФ суд в своем решении об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста должен указать орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений. Без надзора теряется смысл данной меры. Однако законодатель не называет конкретно, кто должен осуществлять надзор за надлежащим соблюдением обвиняемым меры пресечения в виде домашнего ареста.

Правоприменители осуществляют надзор за условиями арестованного в основном с помощью органов предварительного следствия и сотрудников милиции.

Доступные методы надзора на досудебном производстве могут осуществляться непосредственно органом дознания, дознавателями или следователями. К таковым следует отнести, например:

1)  внезапные, периодические телефонные звонки или возложение обязанности на арестованного самому звонить в органы предварительного расследования;

2)  проведение следственных действий, таких как: контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ), наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ), обыск и выемка в жилище (ст. 182, 183 УПК РФ), осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц (ст. 176 УПК РФ) и др.;

3)  следователь вправе, в порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ, поручить органу дознания проведение оперативно-розыскных действий с целью наблюдения за обвиняемым или его жилищем;

4)  органы предварительного следствия должны разъяснять последствия нарушения этой меры пресечения, а также производить профилактическую работу с лицами, которым избрана эта мера пресечения.

Методы надзора за домашнеарестованными, в зависимости от целей избрания рассматриваемой меры, следует классифицировать на два вида: с применением технических средств и без применения таковых.

К первому виду надзора следует отнести:

1) беспроводную систему связи: а) электронные средства контроля (без нарушения телесной неприкосновенности «бласлетизация» и с нарушением таковой, т.е. имплатирование микрочипов); б) средства прослушивания записи беспроводных  телефонных (сотовых, радиотелефонов) и иных переговоров (пейджер, Интернет, радио и др.);

2) прослушивание стационарных телефонных переговоров;

3) внезапные, периодические телефонные звонки должностного лица осуществляющего надзор или возложение обязанности на арестованного

Похожие материалы

Информация о работе