механизм выявления и оценки результатов учебного процесса.
Цель экзамена – завершить обучение конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить уровень полученных знаний. Экзамен содействует решению главной задачи высшего образования - подготовке квалифицированных специалистов.
Основные функции экзамена: обучающая, оценивающая и воспитательная.
Обучающее значение экзамена состоит в том, что студент в период сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывая конспекты лекций, учебник, иные источники информации.
Во время экзаменов «старые» знания обобщаются и переводятся тем самым на качественно новый уровень – на уровень системы (упорядоченной совокупности данных), что позволяет студенту понять логику всего предмета в целом. Новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарах: отдельных тем, предложенных для самостоятельного изучения, новейшей научной литературы (монографий, статей и т.п.) и нормативной базы (законов и др.).
Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они не только обучают, но и подводят итоги знаниям студентов (что выражается в конкретной оценке) и в определенной степени всей работе по данному предмету.
Если экзамены принимаются объективно и доброжелательно, то, бесспорно, они играют и большую воспитательную роль: стимулируют у студента трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, уважения к науке и преподавателям.
Многие студенты перед экзаменом на консультации спрашивают: нужно ли заучивать учебный материал? И да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать.
Прежде всего необходимо запоминать определения понятий, ибо именно в них фиксируются признаки, выявляющие сущность понятий и позволяющие отличить одно понятие от другого.
Кроме того, студент-юрист в процессе заучивания определений конкретных понятий «наращивает» свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией.
Всякая наука, в том числе и административное право, имеет свою систему дефиниций (определений понятий), и студент-юрист через запоминание конкретной учебной информации приобщается к данной системе, говорит на ее языке, а не пытается объяснить суть той или иной категории с помощью обыденных слов.
Для того чтобы быть уверенным на экзамене, необходимо подготовить и тезисно записать ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы. Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.
Очень важно иметь в виду высказывание Л.Н. Толстого о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью, поэтому, в идеале, к экзамену необходимо готовиться с начала учебного процесса по данному курсу.
На консультациях подчас возникает вопрос: каким пользоваться учебником при подготовке к экзамену? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различных школ, научных направлений, по-разному интерпретируют проблемы административного права. Поэтому для сравнения учебной информации желательно использовать два или более учебных пособий. Студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но при условии ее достаточной аргументации.
При подготовке к экзамену важно максимально использовать программу курса. Ведь она включает в себя разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках которых и формируются вопросы для экзамена.
Программа окажет помощь и на самом экзамене. Важно понять, что она составляется по определенным правилам, студент же, учитывая, где расположен экзаменационный вопрос, сможет гораздо
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.