Рабочая учебная программа дисциплины «Профессиональная этика юриста» специальности 021100 «Юриспруденция», страница 4

Нравственное содержание такесики и проксемики в юридической деятельности.

Интерактивная сторона делового общения юриста.

Моральные основы процессуального взаимодействия юриста.

Типы взаимодействия в юридической практике: согласованное (гармоничное) и конфликтное. Виды и причины юридических конфликтов. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления.

Основные этапы профессионального общения как взаимодействия и их моральный фон.

Правила и принципы построения эффективного взаимодействия.

Перцептивная сторона делового общения юриста.

Этические аспекты взаимопонимания и социального восприятия в деятельности юриста.

Имидж юриста и корпоративный имидж. Структура и функции имиджа.


Имидж и власть. Особенности имиджа уверенного человека. Имидж и успех. Авторитет юриста.

Искусство общения юриста – органическое единство коммуникативной компетентности, бесконфликтного взаимодействия и научно- организованного взаимопонимания.

Тема 4. Нравственная культура юриста

Нравственная культура – показатель моральной зрелости, профессионализма и эффективности юридического труда.

Понятие, структура, уровни нравственной культуры юриста. Функциональная роль – раскрытие механизма связи моральных норм с конкретным поведением.

Моральное сознание: этическое знание, культура нравственных чувств, ценностные ориентации, установки и убеждения.

Моральная воля, моральный мотив, моральный выбор в юридической практике.

Нравственные отношения юриста к себе, людям и к делу.

Культура нравственных отношений как показатель трансформации моральных знаний и убеждений в отношения к людям, миру и собственной профессии.

Нравственная культура поведения юриста – проявление морального сознания в поступках и образе жизни.

Внутренняя (моральная) и внешняя (этикетная) культура. Гармония и противоречия между ними. Честь юриста – доминанта внутренней культуры.

Профессиональный этикет юриста и его формы (речевой, судебный, деловой, неформального общения, этикет одежды). Общее и особенное в деловом этикете юристов разных специальностей.

Моральные и этикетные нормы профессионального общения юриста. Классификация. Нормы-запреты (табу) и нормы повеления; нормы – регуляторы субординационного, межличностного и личного поведения.

Кодексы поведения.

Особенности моральных норм: деонтологическая направленность, императивный характер, обусловленность правовыми санкциями, регулятивность.

Следование моральным нормам – условие эффективности правоохранительной деятельности.


Тема 5. Нравственно-психологическая модель личности юриста. Этическая профессиограмма

Особенности профессиональной деятельности юриста: правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения; властный, обязательный характер полномочий; экстремальный характер; творческая направленность труда; процессуальная самостоятельность и персональная ответственность.

Профессиограмма и модель юриста как идеализированный портрет и образец – концентрация требований к юристу-професионалу.

Структура этической профессиограммы:

l  высокий уровень социализации личности;

l  познавательная активность и продуктивность сознания;

l  коммуникативная компетентность;

l  организаторские и управленческие качества;

l  психологическая устойчивость;

l  нравственная зрелость.

Профессиональная деформация личности сотрудника правоохранительных органов: условия, показатели, причины. Нравственное падение - путь к правонарушениям и профессиональной деформации.

Воспитание и самовоспитание – условия развития личности юриста. Методы нравственного самовоспитания.

Престиж, репутация и авторитет юриста.

Тема 6. Особенности профессиональной этики в различных сферах правоохранительной деятельности

Моральные основы оперативно-розыскной и следственной деятельности. Профессиональная этика следователя. Особенности нравственно-психологической модели личности следователя.