Рабочая учебная программа дисциплины «Профессиональная этика юриста» специальности 021100 «Юриспруденция», страница 5

Моральные основы судебного процесса. Профессиональная этика судьи. Особенности нравственно-психологической модели личности судьи.

Моральные основы прокурорской деятельности. Профессиональная этика прокурора. Нравственно-психологическая модель личности прокурора.

Моральные основы адвокатской деятельности. Профессиональная этика адвоката. Нравственно-психологическая модель личности адвоката.


4. методическое обеспечение дисциплины

4.1. планы семинарских занятий*

занятие 1 (2 ч). Предмет профессиональной этики юриста

1.  Ознакомление студентов с методикой проведения семинаров:

l  проблемный метод обучения;

l  методика диалога со студентами по теоретическим проблемам курса;

l  методика написания рефератов по определенным критериям;

l  методика оппонирования рефератов, их обсуждения и защиты;

l  методика активных форм работы (дискуссий, работы в видеоклассе, малых групп («ситуационный» или «кейс-метод»), делового тренинга).

2.  Диалог с группой по теме занятия.

Проблемы для обсуждения:

l  Понятие морали и права (сопоставительный анализ);

l  В чем сходство и различие морали и права?

l  В чем взаимодействие и противоречие морали и права?

l  Каковы особенности и структура морали?

l  Понятие, структура и функции профессиональной этики юриста и ее место в юридическом образовании.

3.  Дискуссия по статье Ю. Козлова «Кого готовим, господа?» / Юрист № 7, 1998.

4.  Освоение методики трансактного и соционического анализа. [14, с. 53-93]

5.  Тестирование на «Я – состояние» и социотип. [14, с. 90-91]

Занятие 2 (2 ч.). Моральные принципы в области правосудия

1.  Диалог с группой по теме занятия

Проблемы для обсуждения:

l  Какое место моральные принципы занимают в структуре профессиональной этики юриста?

l  Каковы сущность и особенности моральных принципов?

l  Как принципы общечеловеческой морали – гуманизм, свобода и справедливость проявляются в правоохранительной деятельности?


l  Какова система специфических моральных принципов и почему они являются не только моральными, но и правовыми?

l  Какие моральные принципы и как регулируют личное поведение юриста?

2.  Деловой тренинг: формирование умений и навыков самопознания и познания другого человека. Составление нравственно-психологического портрета согруппников: «Я глазами другого» (методика малых групп).

3.  Защита рефератов по теме.

Занятие 3 (2 ч). Формирование коммуникативной культуры юриста

1.  Диалог с группой по теоретическим аспектам профессионального общения.

Проблемы для обсуждения:

l  Каковы особенности, виды и формы профессионального общения юриста?

l  Что означает понимание коммуникаций как науки и искусства?

l  В чем сущность коммуникативной культуры юриста?

l  Каковы критерии речевой культуры юриста?

l  Как проявляется мораль в речевом поведении юриста?

l  В чем сущность невербальной коммуникации и какое место она занимает в юридической практике?

l  Каково нравственное содержание кинесики, экстралингвистики, такесики и проксемики в деятельности юриста?

l  Чем отличаются процессуальное взаимодействие от непроцессуального в практике юриста?

l  Каковы основные типы процессуального общения юриста и их нравственные аспекты?

l  В чем специфика конфликтного взаимодействия в юридической практике?

l  Каковы правила и нормы организации эффективного взаимодействия?

2. Деловой тренинг по формированию навыков и умений установления межличностного контакта и делового взаимодействия. Освоение технологии организации коммуникаций и взаимодействия на основе анализа модельных ситуаций из юридической практики (по новейшим журналам: «Юрист», «Закон», «Государство и право», «правоведение»).