Среди расстройств высших мозговых функций различают нарушения речи (афазия), письма (аграфия), чтения (алексия), узнавания (агнозия), счета (акалькулия).
Апраксия – нарушение автоматизированного навыка целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений. Основными факторами, необходимыми для осуществления праксиса являются: 1) сохранность кинестетической (афферентной) основы движений – т. е. непрерывно поступающей информации от проприоцепторов при выполнении любых движений; 2) сохранность кинетической (эфферентной) основы – т. е. отсутствие параличей мышц, участвующих в обеспечении того или иного целенаправленного движения; 3) сохранность зрительно-пространственных координат; 4) процесс программирования и контроля в организации целенаправленных движений и действий. В реализации этих предпосылок принимают участие различные области полушарий головного мозга, и функциональная система праксиса включает много корковых зон. При повреждении того или иного участка данной функциональной системы нарушается один из факторов, необходимых для обеспечения праксиса и возникает апраксия. При этом при поражении лобной и/или теменной доли левого полушария мозга апрактические расстройства часто бывают двухсторонними, тогда как при поражении правого полушария мозга или мозолистого тела апраксия охватывает толь левые конечности.
В классической неврологии выделяют несколько основных видов апраксии: идеаторную, конструктивную, моторную (или иначе апраксию выполнения Дежерина).
Идеаторная апраксия заключается в нарушении плана или замысла выполнения сложных действий соответственно поставленной цели. Частичные действия, входящие в состав сложного целенаправленного действия, правильны, но нарушается их последовательность, и действие в целом не получается. Например, по просьбе показать, как закуривают папиросу, больной чиркает этой папиросой по спичечному коробку, потом достает спичку и протягивает ее ко рту. Больные не могут выполнить ряд словесных заданий, особенно символических жестов (грозить пальцем, отдавать воинское приветствие и др.). Движения же по подражанию сохранены. Идеаторная апраксия возникает при поражении надкраевой извилины теменной доли левого полушария и всегда двусторонняя.
Моторная апраксия отличается от идеаторной тем, что при ней нарушаются спонтанные действия, а также действия по заданию. Она часто односторонняя – одна половина тела, одна конечность (при поражении мозолистого тела возникает апраксия в левой руке и т. п.).
При конструктивной апраксии нарушены функции правильного направления как в области действия (что ведет к невозможности конструирования целого из частей), так и в области узнавания. Больной не может по заданному образцу сложить из спичек ту или иную фигуру, не может начертить план знакомой ему комнаты, не ориентируется в географической карте. При конструктивной апраксии очаги поражения чаще всего находят в угловой извилине теменной доли левого полушария (у левшей – правого), апрактические расстройства при этом двусторонние.
Согласно классификации А. Р. Лурия, выделяют 4 формы апраксий: кинестетическая, пространственная, кинетическая, регуляторная.
Кинестетическая апраксия возникает при поражении передненижних отделов теменной доли близ постцентральной извилины, при поражении левого полушария она носит двухсторонний характер, при поражении правого полушария отмечается только в левой руке. Кинестетическая апраксия характеризуется плохо координированными, недифференцированными движениями конечностей, в результате нарушается письмо, утрачивается способность воспроизводить различные положения рук (апраксия позы – больной не может, не глядя на свои руки, скопировать демонстрируемое ему положение рук или пальцев). Оральная апраксия – больной не может скопировать демонстрируемое ему движение – сложить губы трубочкой, поместить язык между верхней губой и зубами, свистнуть. Произвольные движения больной может производить только при постоянном зрительном контроле. При поражении левого полушария (у правшей) полушария мозга кинестетическая апраксия сочетается с моторной афферентной афазией и афферентной аграфией (в письме, как и в речи больных, происходят замены близких по произношению артикулем, например, «Л-Н», составляя синдром нарушения высших мозговых функций, характерный для поражения постцентральных отделов мозга).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.