Предмет и метод экономической теории. Современные средства и принципы экономики, страница 7

Предпринимательский бизнес предполагает:

1.  Производство продукции, выполнения работ или оказания услуг.

2.  Коммерческую деятельность (купля/продажа продукции, знаний, технических услуг, аренда, туризм и т. д.).

3.  Коммерческое посредничество, т. е. осуществление тех или иных операций по купле продаже товара по поручению продавцов или покупателей независимыми посредниками.

Деловой интерес предпринимателей в получении прибыли реализуется в процессе их деятельности, когда они вступают в деловые отношения с другими субъектами рынка.

Важнейшим субъектом рыночных отношений являются потребители. Их интерес выражается в том, чтобы наилучшим образом удовлетворить свою потребность в конкретном товаре или услуге (потребительский рынок).

Другим важнейшим субъектом являются работники по найму. Их интерес в получении дохода реализуется посредством работы в предпринимательской фирме. Трудовой бизнес. Его основу составляет частная собственность работника на свою рабочую силу, которая не отчуждается, а как бы сдается в срочную аренду.

Стимулами развития бизнеса являются:

1.  Конкуренция.

2.  Прямые связи всех субъектов рыночных отношений.

3.  Инфраструктура (банки, биржи, аудиторские компании).

4.  Система управления (менеджмент).

5.  Система изучения рынка (маркетинг).

Бизнес имеет свою стратегию и тактику. Стратегическая цель бизнеса – это максимизация выгоды в процессе осуществления сделок. Тактическая цель бизнеса – это реализация этой стратегической установки в отношениях с каждым конкретным участником рыночных отношений в условиях каждой сделки.

Регулирование бизнеса осуществляется через систему законодательных и нормативных актов, которая выступает в качестве экономических рычагов стимулирования, поддержки и защиты законного бизнеса. Вместе с тем рыночный механизм имеет определенные недостатки:

1.  Не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды.

2.  Не гарантирует безусловное право на труд и доход.

3.  Подвержен нестабильному развитию.

11. Классификация экономических ресурсов.

Термин «экономические ресурсы» (факторы производства) Подразумевает все естественные, произведенные человеком и трудоые ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Они включают: материальные ресурсы (земля, капитал), трудовые ресурсы (труд и предпринимательские способности).

Термин «земля» подразумевает все естественные ресурсы, применяемые в производственном процессе. Сюда входят земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы.

Термин «капитал» (инвестиционные ресурсы) подразумевает все производственные средства производства: здания, машины и оборудование, инструмент…

Процесс их создания и использования называется инвестированием. Инвестиционные товары отличаются от потребительских товаров. Так, если потребительские товары удовлетворяют потребности человека непосредственно, то инвестиционные делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Термин «капитал» не подразумевает здесь деньги, т. к. деньги – это финансовый капитал, а экономические ресурсы – реальный капитал.

Труд – это широкий термин, используемый для обозначения всех физических и умственных способностей человека, применяемых им в процессе предпринимательской деятельности. Предпринимательская способность заключается в том, что человек берет на себя инициативу соединения земли, капитала и труда в единый производственный процесс. Он принимает при этом самостоятельные решения, идет на риск своим временем, трудом, капиталом. Спрос на факторы производства всегда является производным. Например, спрос на труд металлургов определяется спросом рынка на металл. Величина спроса н определенный фактор производства определяется как ценой и производительностью данного фактора, так и ценной товара, произведенного на его основе. Все факторы производства экономически и технически взаимосвязаны, поэтому спрос на каждый из них зависит не только от уровня цен на эти факторы в отдельности, но и от цены на другие факторы.