Предмет и метод экономической теории. Современные средства и принципы экономики, страница 18

3. 


Эффект ожидаемо изменения цен. Если P падает и потребители ожидают сохранение этого, то QD может в данный момент снизится. А если потребитель ждет дальнейшее увеличение P, то QD на товар может возрасти.

29. Рыночное предложение

Под предложением понимают объем товара, который его производители желают продать. При этом объем предложенного товара не означает равенство объему проданного товара.

Зависимость QS товара от определяющего его факторов – функция предложения.

На объем предложения на рынке товаров действуют два фактора (кроме P): технология производства; цены на эк. ресурсы; к-во товара производителей; налоги, субсидии. Иначе под предложением понимают всю совокупность взаимоотношений, количество предлож. товара и его цены.

Если все факторы (кроме P) неизменны, то QAS=f(PA). Рассмотрим связь QAS и PA:

 


P

QS

1

500

Кривая предложения

 
2

3000

3

4250

4

5000

5

5500

Кривая отражает взаимосвязь QS и P. Она показывает, какую P надо заплатить за единицу предлож. товара для каждого количества товара, чтобы оно было произведено и продано на рынке.

Вогнутость кривой предложения можно объяснить: когда P начинает расти, то в его п-во начинают вовлекаться все больше фирм. Это приводит в начале к значительному приросту п-ва продукции и объему его предложения. Однако, в какой-то период резервы роста объема п-ва оказываются исчерпанными и п-во стабилизируется на определенном уровне, практически не зависящем от P.

Если P будет продолжать расти, то кривая предлож. может стать вертикальной линией. Закон предлож. говорит, что если прочие условия неизменны, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при увеличении P на них и меньше при их уменьшении.

Сдвиг кривой предлож. вправо – расширение предложения, а влево – снижение предложения. Сдвиг означает, что предлож. меняется при каждой P.

30. Взаимодействие D и S.

P, при которой количество предложения на рынке товаров = количеству товаров, на которые предъявлен спрос называют равновесной ценой. Все остальные – неравновесные.

Соответствующее Pравн. к-во – равновесное к-во товаров. Совместим данные рассмотренных примеров:

P

QD

QS

D над S

1

10000

500

9500

2

7000

3000

4000

3

4250

4250

0

4

2500

5000

-2500

5

1250

5500

-4250

Равновесная P товара составляет 3 руб./шт., а Q=4250 шт. При P=4 руб./шт. QD=2500 шт., QS=5000 шт. В этой ситуации производители предпочтут снизить цену, т.к. избыток предложения будет оказываться понижающее влияние на нее. При P=2 руб./шт. QD=7000 шт., QS=3000 шт., что намного выше объема предложения. В результате, избыток спроса будет ощущаться покупателями как дефицит предложения и оказывать повышающее влияние на P товара. Это будет пор тех пор, пока P товара и объем продаж не установится на равновесном уровне.

31. 4 правила спроса и предложения

1.  Увеличение спроса при неизменном предложении вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного кол-ва товара.

2.  Снижение спроса при неизменном предложении ведет к его снижению.

3.  Рост предложения товара при неизменном спросе влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного кол-ва товара.

4.  Снижение предложения ведет к увеличению равновесной цены и к уменьшению равновесного кол-ва товара.

Пользуясь этими правилами можно найти равновесную точку и равновесную P, равновесное к-во товаров в любом случае изменения спроса и предложения.