3.
Под предложением понимают объем товара, который его производители желают продать. При этом объем предложенного товара не означает равенство объему проданного товара.
Зависимость QS товара от определяющего его факторов – функция предложения.
На объем предложения на рынке товаров действуют два фактора (кроме P): технология производства; цены на эк. ресурсы; к-во товара производителей; налоги, субсидии. Иначе под предложением понимают всю совокупность взаимоотношений, количество предлож. товара и его цены.
Если все факторы (кроме P) неизменны, то QAS=f(PA). Рассмотрим связь QAS и PA:
P |
QS |
||
1 |
500 |
||
|
3000 |
||
3 |
4250 |
||
4 |
5000 |
||
5 |
5500 |
Кривая отражает взаимосвязь QS и P. Она показывает, какую P надо заплатить за единицу предлож. товара для каждого количества товара, чтобы оно было произведено и продано на рынке.
Вогнутость кривой предложения можно объяснить: когда P начинает расти, то в его п-во начинают вовлекаться все больше фирм. Это приводит в начале к значительному приросту п-ва продукции и объему его предложения. Однако, в какой-то период резервы роста объема п-ва оказываются исчерпанными и п-во стабилизируется на определенном уровне, практически не зависящем от P.
Если P будет продолжать расти, то кривая предлож. может стать вертикальной линией. Закон предлож. говорит, что если прочие условия неизменны, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при увеличении P на них и меньше при их уменьшении.
Сдвиг кривой предлож. вправо – расширение предложения, а влево – снижение предложения. Сдвиг означает, что предлож. меняется при каждой P.
P, при которой количество предложения на рынке товаров = количеству товаров, на которые предъявлен спрос называют равновесной ценой. Все остальные – неравновесные.
Соответствующее Pравн. к-во – равновесное к-во товаров. Совместим данные рассмотренных примеров:
P |
QD |
QS |
D над S |
1 |
10000 |
500 |
9500 |
2 |
7000 |
3000 |
4000 |
3 |
4250 |
4250 |
0 |
4 |
2500 |
5000 |
-2500 |
5 |
1250 |
5500 |
-4250 |
Равновесная P товара составляет 3 руб./шт., а Q=4250 шт. При P=4 руб./шт. QD=2500 шт., QS=5000 шт. В этой ситуации производители предпочтут снизить цену, т.к. избыток предложения будет оказываться понижающее влияние на нее. При P=2 руб./шт. QD=7000 шт., QS=3000 шт., что намного выше объема предложения. В результате, избыток спроса будет ощущаться покупателями как дефицит предложения и оказывать повышающее влияние на P товара. Это будет пор тех пор, пока P товара и объем продаж не установится на равновесном уровне.
1. Увеличение спроса при неизменном предложении вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного кол-ва товара.
2. Снижение спроса при неизменном предложении ведет к его снижению.
3. Рост предложения товара при неизменном спросе влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного кол-ва товара.
4. Снижение предложения ведет к увеличению равновесной цены и к уменьшению равновесного кол-ва товара.
Пользуясь этими правилами можно найти равновесную точку и равновесную P, равновесное к-во товаров в любом случае изменения спроса и предложения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.