Величина рыночного спроса представляет собой сумму объемов индивидуального спроса всех покупателей данного товара.
Спрос определяется на определенный период времени и для конкретного числа покупателей.
Объем спроса зависит от ряда факторов: от цены данного товара или услуги; от цен на сопряженные товары; от распределение дохода среди домохозяйств; от вкусов, предпочтений потребителей; от общего количества покупателей. Т.е. можно сказать, что на величину спроса действуют как ценовые, так и неценовые факторы.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.
Для товара A: QAD = f(PA;PB;PC;R;T), где PA - цена товара A; PB, PC – цены сопряженных товаров; R – ден. доходы покупателей; T – вкусы, предпочтения, ожидания покупателей.
Если все они факторы (кроме PA) неизменны, то QAD = f(PA).
Предположим, в некоторой местности (с определенным числом населения) установилось следующее соотношение между P товара и QD на него за месяц:
|
QD |
||
1 |
10000 |
||
2 |
7000 |
||
3 |
4250 |
||
4 |
2500 |
||
5 |
1250 |
P товара, при котором спрос = 0, называется max P спроса.
Нужно отметить, что для отдельного покупателя какого-то товара кривая спроса, скорее всего, будет иметь выпуклый вид. Это объясняется действием закона убывающей предельной полезности, согласно которого по мере того, как кол-во потребления товара увеличивается, предельная полезность его каждой дополнительной единицы падает.
При этом под общей полезностью понимается удовлетворение, получаемое от использования определенного кол-ва единиц данного товара, а предельная полезность – это прирост общей полезности при увеличении потребления товара на единицу.
Этот закон и лежит в основе общего закона спроса, т.е. по мере потребления каждой дополнительной единицы товара, в какой-то период потребность начнет насыщаться, и потребитель будет согласен приобрести дополнительное кол-во товара только при снижении цены на него.
Обратная зависимость между P товара и QD на него называют общим законом спроса.
При уменьшении P, QD увеличивается и наоборот. Изменения в спросе означает сдвиг кривой спроса. При увеличении спроса, кривая спроса сдвигается вправо, а при его снижении, влево.
Сопряженные товары могут быть подразделены на товары субституты (заменители, т.е. обладающие всеми или основными качествами товаров, которые они могут заменить) и комплиментарные (дополняющие).
По отношению к товарам субститутам действует правило, согласно которому, если P на один из них увеличивается, то увеличивается QD на другой (мазут - уголь); и комплиментарным действует обратная зависимость: если P на один уменьшается, то QD на другой увеличивается (TV - антенны).
Известно исключение из общего закона спроса – парадок Гиффена, который обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. спрос на картофель, P на который выросла, также увеличился, т.к. картофель оставался относительно дешевым товаром.
Нередко некоторые явления действительности ошибочно рассматривают как исключение из общего закона спроса:
1. Поскольку потребитель обычно не может объективно судить о качестве товара, то он склонен принимать P за показатель качества. Однако, убедившись, что качество товара не изменилось, потребитель вернется к прежнему потреблению, а линия спроса к своему прежнему положению.
2. Эффект Веблена связан с престижным спросом, т.е. со спросом на товары, доступ к которым ограничен.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.