Предмет и метод экономической теории. Современные средства и принципы экономики, страница 17


Тот объем конкретного товара, который отдельный покупатель, группа потребителей или общество в целом желает приобрести называется количеством товара, на который предъявлен спрос.

Величина рыночного спроса представляет собой сумму объемов индивидуального спроса всех покупателей данного товара.

Спрос определяется на определенный период времени и для конкретного числа покупателей.

Объем спроса зависит от ряда факторов: от цены данного товара или услуги; от цен на сопряженные товары; от распределение дохода среди домохозяйств; от вкусов, предпочтений потребителей; от общего количества покупателей. Т.е. можно сказать, что на величину спроса действуют как ценовые, так и неценовые факторы.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.

Для товара A: QAD = f(PA;PB;PC;R;T), где PA - цена товара A; PB, PC – цены сопряженных товаров; R – ден. доходы покупателей; T – вкусы, предпочтения, ожидания покупателей.

Если все они факторы (кроме PA) неизменны, то QAD = f(PA).

Предположим, в некоторой местности (с определенным числом населения) установилось следующее соотношение между P товара и QD на него за месяц:

Кривая спроса

 
P

QD

1

10000

2

7000

3

4250

4

2500

5

1250


P товара, при котором спрос = 0, называется max P спроса.

Нужно отметить, что для отдельного покупателя какого-то товара кривая спроса, скорее всего, будет иметь выпуклый вид. Это объясняется действием закона убывающей предельной полезности, согласно которого по мере того, как кол-во потребления товара увеличивается, предельная полезность его  каждой дополнительной единицы падает.

При этом под общей полезностью понимается удовлетворение, получаемое от использования определенного кол-ва единиц данного товара, а предельная полезность – это прирост общей полезности при увеличении потребления товара на единицу.

Этот закон и лежит в основе общего закона спроса, т.е. по мере потребления каждой дополнительной единицы товара, в какой-то период потребность начнет насыщаться, и потребитель будет согласен приобрести дополнительное кол-во товара только при снижении цены на него.

Обратная зависимость между P  товара и QD на него называют общим законом спроса.

При уменьшении P, QD увеличивается и наоборот. Изменения в спросе означает сдвиг кривой спроса. При увеличении спроса, кривая спроса сдвигается вправо, а при его снижении, влево.

Сопряженные товары могут быть подразделены на товары субституты (заменители, т.е. обладающие всеми или основными качествами товаров, которые они могут заменить) и комплиментарные (дополняющие).

По отношению к товарам субститутам действует правило, согласно которому, если P на один из них увеличивается, то увеличивается QD на другой (мазут - уголь); и комплиментарным действует обратная зависимость: если P на один уменьшается, то QD на другой увеличивается (TV - антенны).

Известно исключение из общего закона спроса – парадок Гиффена, который обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. спрос на картофель, P на который выросла, также увеличился, т.к. картофель оставался относительно дешевым товаром.

Нередко некоторые явления действительности ошибочно рассматривают как исключение из общего закона спроса:

1.  Поскольку потребитель обычно не может объективно судить о качестве товара, то он склонен принимать P за показатель качества. Однако, убедившись, что качество товара не изменилось, потребитель вернется к прежнему потреблению, а линия спроса к своему прежнему положению.

2.  Эффект Веблена связан с престижным спросом, т.е. со спросом на товары, доступ к которым ограничен.