Предмет и метод экономической теории. Современные средства и принципы экономики, страница 5

Например: отношение балансовой прибыли или ВПр к ВПг.

6. Понятие прибыли. Виды.

Прибыль (убытки) от реализации продукции, работ или услуг рассчитывается как разница между выручкой от реализации (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на их производство и реализацию, учитываемыми в себестоимости продукции.

Валовая прибыль – сумма прибыли (убытка) от реализации продукции, работ или услуг, основных фондов, включая земельные участки, иного имущества предприятия и доходов от реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним (доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от ценных бумаг предприятия, от аренды имущества, суммы средств, полученных безвозмездно, прибыль инвестора при исполнении соглашения о разделе продукции, а также суммы, полученные и оплаченные в виде санкций и возмещения убытка).

Налогооблагаемая прибыль –валовая прибыль, уменьшаемая на величину ряда доходов и налоговых льгот.

Чистая прибыль – налогооблагаемая прибыль, уменьшенная на величину налогов. Она используется для реинвестирования и решения других задач фирмы.

Обобщающие показатели характеризуют прибыльность фирмы. К ним относят:

1.  рентабельность средств (общая рентабельность)

Пб(р) – балансовая или прибыль от реализации.


2.   

3.   

Если Рпф возрастает, а Рпр.ф. падает, то это свидетельствует о неоправданных запасах товарно-материальных ценностей, готовой продукции.

4.  Среднегодовая величина оборотных средств.

Величина ОБС (остаток ОБС) на первое число соответствующего месяца.

5. 
Показатель рентабельности средств.

6. 


Рентабельность собственного капитала. Кс – средняя за период величин собственного капитала фирмы.

7. 


Рентабельность инвестированного капитала (перманентного). Кд – средняя за период величина долгосрочных кредитов и займов.


Рассмотренные показатели могут рассчитываться также по налогооблагаемой и чистой прибыли. Анализ показателей дополняется определением запаса финансовой прочности фирмы и системы финансовых показателей.

7. Рынок и условия его возникновения.

Под рыночной понимают такую экономику, в которой решения принимаются в основном децентрализовано. Все определения рынка сводятся к тому, что он является формой взаимоотношений между  отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

Современным рынком принято считать тот, на котором устанавливается одна и та же цена в одно и то же время на один и тот же товар. Его функционирование предусматривает наличие различных форм собственности и создание рыночной инфраструктуры. Поскольку, фактически, совершенного рынка нет, в реальных условиях действует конкурентный рынок.

Рыночная инфраструктура предусматривает наличие рынка товаров и услуг, а, следовательно, товарных бирж, оптовой и розничной торговли, маркетинговых фирм, рынков факторов производства (земля, капитал, труд), финансовых (деньги) рынков. Можно сказать, что рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов. Координацию всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм через систему цен и конкуренцию.

Различают рынки продавца и покупателя. В первом преобладает власть продавца, во втором - покупателя.

1.  Основной, т. е. реализующий основную массу товаров. Бесплодный, т. е. не имеющий перспектив. Дополнительный, т. е. поглощающий наибольшую массу товаров.

2.  Растущий, нестабильный, потенциальный.

3.  Городской или сельский.

4.  Товарный (сырья, промышленных товаров и услуг, потребительских товаров и услуг, информации).

5.  Труда.

6.  Финансовый.

Рынок представляет собой экономические связи как между продавцами и покупателями товара, так и внутри каждой из этих групп. Основной формой связи первого типа является купля-продажа товара, второго – конкуренция. Региональные и национальные рынки образуют международные рынки. Международная интеграция является сейчас главным фактором реформирования ведущих мировых регионов.