Философия культуры. Максимальный вариант.
Лекция 4. Человек как субъект культурно-исторического процесса
1.Целеполагание и культурная сущность предметно-преобразующей деятельности
2. Культура и природа
3.Историческая обусловленность культуры и культурный смысл истории
4.Культура и развитие человека в конкретно-исторических формах общения
1.Целеполагание и культурная сущность предметно-преобразующей деятельности
Предметно-преобразующая деятельность – определяющая характеристика человека, способа его существования. Эта деятельность выступает в качестве самопроизводства человека, которое и составляет сущность культуры.
Взаимодействие человека с природой опосредуется сознательной целью. "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю". (КМФЭ, Т.23, С.89). Если сознательное и целенаправленное преобразование человеком действительности рассматривать лишь с предметно-результативной точки зрения, т. е. сводить ее к воздействию человека на объективный мир, то теоретической необходимости в понятии "культура" не возникает – достаточно понятий "труд" и "производство". Проблема заключается в том, что источник цели и процесс ее постановки оказываются за пределами такого рассмотрения, поэтому субъективные характеристики человека и его действий ограничиваются формой результата. Цель может быть задана внешними индивиду и даже враждебными ему факторами, и тогда целенаправленные действия индивида, да и он сам, предстают лишь как средства достижения результата, полагаемого внешней целью. В этом случае индивид оказывается субъектом, но субъектом не целостной, созидательной, творческой деятельности, а субъектом системы целенаправленных и целесообразных действий для достижения заранее заданного результата. Его личностные проявления при этом ограничиваются формой результата, т.е. сводятся к исполнению функциональной роли. Но внешне полагаемая процессу труда цель сама по себе не может служить источником развития, поскольку ориентирует этот процесс лишь на производство задаваемой ею предметной определенности продукта потребления, заведомо ограниченной возникшей уже потребностью, ее особенностью
Ни в процессе труда (системе целесообразных действий), ни в его результате, ориентированном лишь на цели потребления, не содержится источника возникновения новой цели, источника нового качества. То же самое можно сказать и о цели труда, вытекающей из процесса обмена, который порождает возможность возобновления производства, полагаемую продуктом этого производства. Претворение такой возможности в действительность означает возобновление, воспроизводство уже реализованной цели, общественной потребности в том или ином продукте, т.е. опять-таки само по себе не предполагает появления нового качества.
История может быть понята лишь как развитие самих реальных индивидов, которое как раз и элиминируется в объективированных, уже выработанных способах преобразования вещества природы. Поэтому, будучи воспроизведенными, эти способы предстают тем самым в качестве обязательных, т.е. приобретают вопреки своей общественной природе значение естественно-природной необходимости. Они являются лишь функциональными формами достижения заданного результата и потому не дают ключа к пониманию культуры.
Деятельность следует понимать не в конкретно-научном и тем более не в обыденном смысле как систему поведенческих актов, а как философскую категорию, выражающую способ бытия человека в мире. Сущностным признаком понимаемой таким образом деятельности является целеполагание. При таком понимании жизнедеятельность индивида не сводится к выполнению тех или иных социальных ролей, детерминированных независимо от него существующей социальной системой. Субъектом общества, рассматриваемого в его историческом развитии, является сам человек. Деятельность и есть такое социальное действие человека, которое осуществляется им как субъектом культурно-исторического процесса. Человек в процессе деятельности оказывает активное, сознательное, творческое воздействие на объективный мир.
Это воздействие – творение человеческого мира – и составляет сущность культуры. Причем как раз в этой культурной деятельности социальная детерминированность индивида сказывается наиболее фундаментально, поскольку именно в ней во всей полноте проявляется его общественная природа. Социальная система и ее подсистемы, детерминирующие действия человека, сами, таким образом, являются результатом и функцией общественной деятельности людей, а реальный индивид выступает одновременно и продуктом, и предпосылкой общественного развития, а, следовательно, и субъектом и продуктом собственной (совместно с другими осуществляемой) общественной деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.