Диалектическое единство культурного и социального. Социальный и культурный аспекты общественного развития

Страницы работы

Содержание работы

Философия культуры. Максимальный вариант.

Лекция 5. Диалектическое единство культурного и социального

1.  Основные подходы к соотношению культуры и общества

2.  Внебиологическая сущность культуры и общества

3.  Социальный и культурный аспект общественного развития

1.Основные подходы к соотношению культуры и общества

1.Чрезмерный социологизм. Природа толкуется по аналогии с обществом.

Неправомерная генерализация социальности. Перенос понятия "социальное" на сферу  биологических отношений.  (Лоренц).  Общественные отношения выискиваются в животном стаде. Для разграничения человеческого общества и природы привлекается понятие культуры. Два варианта: 1)культура – знаковая система (Кассирер), 2)культура – система норм и ценностей (Парсонс, Кребер).

2.Натуралистический редукционизм. Общество рассматривается как продолжение природных взаимосвязей.

Два варианта:

А)вульгарный – социал-дарвинизм, мальтузианство, расизм;

Б)смягченный – фрейдизм.

2.Внебиологическая сущность культуры и общества

Отношения в природе формируются на основе биологических закономерностей. Действуют биологические законы. Возможны самые разнообразные варианты. (Птицы – моногамия,  крупные животные  гарем,  мелкие животные -  случайное спаривание). Лев пожирает детенышей, оставленных предыдущим владельцем гарема.

Социальные отношения формируются на основе материально-производственной деятельности людей. Они имеют историю, ибо происходит накопление  опыта. (Каган этот момент абсолютизирует и  на этом строит свою концепцию культуры).

Культура  возникает вместе с обществом и выражает его деятельное,  субъектно-личностное начало.

3.Социальный и культурный аспекты  общественного развития

Соотношение общества и культуры – не соотношение части и целого. Они возникают одновременно и органически взаимосвязаны. Разделить их можно только средствами логического анализа.

Они находятся в отношении конкретного тождества.

Исходный пункт анализа – совпадение культуры и общества, ибо развитие общества есть одновременно развитие человека и  культуры.

Культура имеет социальный характер.

Социальные системы существуют и развиваются в связи с действием механизмов культуры.

Элиминация социального и подмена его культурой делает невозможным научный анализ общества. Примером такого подхода могут служить концепции О. Шпенглера и А. Тойнби.

Маркс его преодолел и тем самым  сумел понять общество как естественноисторический процесс.  

Похожие материалы

Информация о работе