Философия культуры. Максимальный вариант.
1. Основные подходы к соотношению культуры и общества
2. Внебиологическая сущность культуры и общества
3. Социальный и культурный аспект общественного развития
1.Основные подходы к соотношению культуры и общества
1.Чрезмерный социологизм. Природа толкуется по аналогии с обществом.
Неправомерная генерализация социальности. Перенос понятия "социальное" на сферу биологических отношений. (Лоренц). Общественные отношения выискиваются в животном стаде. Для разграничения человеческого общества и природы привлекается понятие культуры. Два варианта: 1)культура – знаковая система (Кассирер), 2)культура – система норм и ценностей (Парсонс, Кребер).
2.Натуралистический редукционизм. Общество рассматривается как продолжение природных взаимосвязей.
Два варианта:
А)вульгарный – социал-дарвинизм, мальтузианство, расизм;
Б)смягченный – фрейдизм.
2.Внебиологическая сущность культуры и общества
Отношения в природе формируются на основе биологических закономерностей. Действуют биологические законы. Возможны самые разнообразные варианты. (Птицы – моногамия, крупные животные гарем, мелкие животные - случайное спаривание). Лев пожирает детенышей, оставленных предыдущим владельцем гарема.
Социальные отношения формируются на основе материально-производственной деятельности людей. Они имеют историю, ибо происходит накопление опыта. (Каган этот момент абсолютизирует и на этом строит свою концепцию культуры).
Культура возникает вместе с обществом и выражает его деятельное, субъектно-личностное начало.
3.Социальный и культурный аспекты общественного развития
Соотношение общества и культуры – не соотношение части и целого. Они возникают одновременно и органически взаимосвязаны. Разделить их можно только средствами логического анализа.
Они находятся в отношении конкретного тождества.
Исходный пункт анализа – совпадение культуры и общества, ибо развитие общества есть одновременно развитие человека и культуры.
Культура имеет социальный характер.
Социальные системы существуют и развиваются в связи с действием механизмов культуры.
Элиминация социального и подмена его культурой делает невозможным научный анализ общества. Примером такого подхода могут служить концепции О. Шпенглера и А. Тойнби.
Маркс его преодолел и тем самым сумел понять общество как естественноисторический процесс.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.