8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
Одним из осн средств развития лич-ти и формир-ния ее базовой культуры выступает сод-ние обр-ния. В традиц пед-ке, ориентир-нной на реализацию преимущественно образов функций школы, С. О. определяется как "совокупность систем-ванных ЗУНов, взглядов и убеждений, а также опр уровень развития познав сил и практ подготовки, достигнутый в результате учебно-воспит. работы" – знаниево-ориентированный (З-О) подход (в центре внимания знания как отражение духовн богатства чел-ва, накопленного в процессе поисков и истор опыта. При З-О подходе знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека.
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход. Так, И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин под С. Об. понимают пед адаптированную систему ЗУНов, опыта творч деят-ти и опыта эмоц-волевого отношения, усвоение кот призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
Сод-ние обр-ния имеет истор хар-р, оно опред-ся целями и задачами Об. на том или ином этапе развития общ-ва. оно изменяется под влиянием: 1.требований жизни, 2.производства 3. уровня развития научного знания.
Об как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях для обеспечения их жизнедеят-ти. Однако накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. На Об оказывали влияние и соцфакторы, связанные с расслоением общ-ва на соц группы.
Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.
Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения е социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к ЗУНам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.
Содержание образования зависит от цели образования вытекают 2 теории:
1.теория формального образования (Сущность: развитие умственных способностей (память, прежде всего)).
2.теория материального образования (Сущность: вооружить уч-ся полезными знаниями. Подготовка к жизни следовательно умственное образ на самотек).
1 и 2 – одностороннее образование. Энгельс считал, чтобы подготовить к жизни необходимо создать: категорию наук об обществе; науки о природе (каждый человек должен понимать природу); гуманитарные науки (нормы морали, культуры); математические (развития логики мышления)
Эта мысль Энгельса решает проблему миропонимания, мировоззрения. Ушинский писал, что истина - в одновременном развитии, получении нужных знаний. Марксон: “Образование - сумма умственного, физического, политехнического, трудового”. Это теория всестороннего и гармонического развития личности:
1. з-ны прир на основе изуч предметов (физика, биология);
2. з-ны развития общества (исторические науки);
3. развитие логич мышления (математические науки);
4. развитие эмоциональной сферы (гуманитарные науки);
5. эстетическое образование (учить видеть, понимать, создавать прекрасное по законам красоты).
В 70-х г. Данилов и Скаткин в "Дидактика средней школы" изложили свои взгляды на СО:
· сист З о прир, общ-ве, мышлен, технике (усвоение их дает возможность образ-я у детей науч картины мира);
· система известных способов деятельности ;
· опыт творческой деятельности (самостоятельный перенос З и У в новые деятельности, самостоятельное комбинирование известных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.