Философия культуры
Лекция 7.
Культура как способ созидательной деятельности
1.Культура духовная и материальная
2.Три области культуры
3.Культура и игра
1.Культура духовная и материальная.
Обычно принято делить культуру на духовную и материальную. Это деление носит условный характер, ибо в действительности материальная оболочка существования культуры является лишь ее носителем, способом выражения ее духовного содержания. Поэтому предметы культуры выступают в качестве знаков. Они говорят не о себе, а о содержании, которое за ними скрыто. Это обстоятельство положено в основу философской герменевтики, которая трактует мир как текст. Этот аспект культуры исследуется семиотикой.
Подчеркивая связь материальной и духовной культуры, не следует отрицать правомерность отнесения одних явлений культуры к области материальных предметов, других, - к сфере духовных явлений. Все зависит от того, с какой целью существует и функционирует явление культуры. Например, жилой дом. Он без колебаний может быть отнесен к феноменам материальной культуры. Его назначение состоит не в том, чтобы передавать мне некий смысл, а в том, чтобы создавать условия для жизни. То же самое – посуда.
Культура есть внеприродный и надприродный способ социального наследования. Благодаря культуре осуществляется последовательная связь поколений. Культура обеспечивает кумулятивный эффект развития. Культура развернута своими гранями к трем областям реальности: природе, человеку и обществу. Соответственно можно выделить три сферы деятельности, в которых осуществляется культурный процесс: техническая деятельность,
2. Многообразие определений культуры.
Культура - латинское слово. Употреблялось как антоним слову "натура". Обозначает "обработанное", "возделанное". Применялось прежде всего для обозначения выращенных людьми растений в отличие от дикорастущих. Впоследствии произошла генерализация смысла данного слова. Под культурой стали понимать все, что противостоит натуре, надприродное бытие. Аналогичным смыслом обладает греческое "техне" (умение, искусство, ремесло, мастерство). Оно тоже не осталось без употребления, использовано в слове "техника".
Изучение культуры имеет своим результатом появление великого множества определений культуры.
Прежде чем их охарактеризовать, разберемся в том, что такое определение. В логике это отнесение предмета или явления к тому или иному классу предметов или явлений. К примеру, "студент - учащийся высшего учебного заведения". Явление "студент" отнесено к классу "учащийся". Обычно определение дается через род и видовое отличие, но есть и другие типы определений (через перечисление, через противопоставление), остенсивное определение.
Нельзя сводить задачу познания к формулировке
определения. Дать определение значит только найти отправную точку для
рассуждений. В дальнейшем исходное определение дополняется рядом других.
Создание теории предмета может рассматриваться как построение системы
определений. Эти вещи непонятны обыденному сознанию, которое стремится
уложить все стороны предмета в одно-единственное определение.
В 1952 году вышла фундаментальная монография А. Кребера и К. Клакхона, в которой предпринята попытка перечислить все существующие определения культуры. Они нашли таких определений 180. Через 20 лет А.Каплан и Д.Мэннерс предприняли аналогичную попытку в работе "Теория культуры".
Вот некоторые определения:
"Комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Эд.Тайлор).
"Единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народов" (Ф.Ницше).
"Единство всех форм традиционного поведения" (М.Мид).
Общий об раз жизни народа, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы" (К.Клакхон).
"Система знаков" (Ч.Моррис).
"Процесс прогрессирующего самоосвобождения человека" (Э.Кассирер).
"Общий контекст наук и искусств, соотносимый категориально с языком; это структура, которая возвышает человека над самим собой и придает его жизни ценность" (Р.Тшуми).
"Совокупность организационных форм и методов" (А.А. Богданов).
"Совокупность материальных и духовных ценностей" (Г.Францев).
"Способ человеческой деятельности" (Э.Маркарян).
"Технология деятельности" (З. Файнбург).
"Знаковая система" (Ю.Лотман, Б.Успенский".
"Воплощенные ценности" Н.З.Чавчавадзе.
"Система хранения и передачи социального опыта, основу которого составляет достигнутый обществом уровень развития сущностных сил человека" (В.Конев).
"Программа социального наследования (Н.П. Дубинин).
3. Статус философии культуры как научной дисциплины.
Многообразие определений культуры - не случайность. Оно связано с исключительной многогранностью феномена культуры. Каждая наука, исследующая культуру, высвечивает ее определенную грань. К примеру, археолог понимает культуру как материальные остатки прежних общественных систем. Этнолог трактует культуру как обычаи и традиции народа. Иначе говоря, одни видят в культуре результат, другие - процесс. Существует объективная основа для аксиологической концепции культуры (Чавчавадзе), равно как и для деятельностно-технологической (Маркарян). Каждая конкретная наука о культуре дает ее частичный образ, узкий срез. Философия стремится возвыситься над всеми частными картинами и создать общую концепцию. Надо понять, в чем состоит сущность культуры, каково ее строение, законы функционирования и развития. Такая задача по плечу только для философии.
Философия культуры - дисциплина теоретическая (не описательная), социальная (не гуманитарная). Она опирается на определенную общефилософскую основу и связана со всем комплексом наук о человеке и обществе. Метод философии культуры - умозрение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.