Социальные детерминанты культуры. Методологические принципы анализа социальных детерминант культуры

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Содержание работы

Философия культуры. Максимальный вариант.

Лекция 6. Социальные детерминанты культуры

1.Методологические принципы анализа социальных детерминант культуры.

2.Внутренняя и внешняя социальная детерминация культуры. Факторы детерминации.

3.Социальная структура общества и культура.

4.Локальное и всеобщее в культуре.

1.Методологические принципы анализа социальных детерминант культуры.

Принцип  материальной обусловленности культуры (вытекающий из материалистического понимания истории).

Принцип  относительной независимости развития культуры от  социальных детерминант.

Принцип преемственности в развитии культуры.

Развитие культуры предполагает преемственность, т.е. связь предшествующих и последующих состояний культуры. Без преемственности культура каждый раз начинала бы свое развитие с нулевой точки, т.е. не продвинулась бы ни на шаг вперед.

2.Внутренняя и внешняя социальная детерминация культуры.  Факторы детерминации.

Преемственность имеет  две стороны: 1)активное использование новыми поколениями опыта предыдущих,  2)активное воздействие прошлого на  формирование культуры будущего. Это влияние имеющейся культуры на ее дальнейшей развитие и есть ее внутренняя детерминация. Нарушение преемственности  крайне отрицательно сказывается на развитии культуры. Так,  забвение античной традиции существенно затормозило развитие средневековой  культуры в Западной Европе. 

Но у культуры есть и внешняя детерминация.  Она  состоит в совокупности социальных (в широком смысле факторов). Прежде всего, это детерминация экономическими условиями. Однако эту связь нельзя понимать упрощенно. Экономика детерминирует развитие культуры не прямо, не непосредственно, а опосредовано, через ряд промежуточных звеньев. От уровня экономического развития зависят материальные условия  культурного творчества. Одно дело -  творчество в условиях  тундрового оленеводства, другое – в условиях современного города.   От  уровня экономического развития зависит и сам характер культуры, возможности и пределы культурного прогресса данного общества. Итальянский Ренессанс начался в самых богатых приморских купеческих городах: Генуе, Венеции, Флоренции. Это позитивная детерминация. Но есть и негативная детерминация. Так, Гегель и Маркс отмечали, что капитализм враждебен по отношению к некоторым видам художественного творчества. В наше время мощное развитие науки и техники сочетается с широким распространением суррогатов, с различными проявлениями мистики и обскурантизма.

Есть еще одна чисто экономическая сторона  жизни общества, которая имеет существенное значение для происходящих в нем культурных процессов. Речь идет об уровне жизни населения. Эта связь, конечно, тоже носит опосредованный характер. В одних условиях рост материального благосостояния является основой и средством развития культуры общества, в других – влечет за собой разложение, упадок  культуры.

Итак, три главных составляющих экономических детерминант развития  культуры: уровень развития производительных сил, характер экономических отношений, материальное благосостояние общества.

3.Социальная структура общества  и культура.

Существенный социальный фактор – разделение труда, отделение умственного труда от физического,  города от деревни; раскол общества на антагонистические классы.

Отделение умственного труда от физического привело к возникновению профессиональной культуры. В итоге возникло два потока культуротворчества: самодеятельность и  профессиональное творчество. Побочный эффект – отчуждение трудящихся масс от "высокой" культуры.  Последняя может быть освоена народом, но  до определенного момента не является реальной культурой народа (Пушкин).

На культуру влияет социальная структура общества. Так, Ленин говорил о существовании двух культур в рамках русской национальной культуры.

В культуре выражается и воплощается родовая сущность человека, выходящая за пределы непосредственно данных. Исторически конкретных общественных отношений. Иначе говоря, культура является общечеловеческим началом, тем "всеобщим", что выделяет людей  как существ, единственно способных быть субъектами – творцами и восприемниками культуры.

Вместе с тем культура органично связана со своим временем, поскольку в ней выражаются потребности и проблемы конкретной эпохи, ибо они стимулируют культурное творчество, которое и направлено на удовлетворение этих потребностей. Эта связь с конкретными социальными условиями открывает каналы влияния социальных интересов различных классов на культуру. Искажение этой диалектики – позиция Пролеткульта. Другой пример из того же рода – великая культурная революция в Китае. Итак, нельзя, с одной стороны, забывать о классовой детерминации явлений культуры. С другой стороны, нельзя и  абсолютизировать эту детерминацию.

Следует также иметь в виду, что сама культура внутренне неоднородна. С точки зрения  влияния на нее классовых интересов ее можно разделить на три сферы: 1)явления, испытывающие минимальное влияние классового фактора (язык, естествознание); 2)явления, испытывающие определенное, но не решающее влияние классовых интересов (искусство, мораль), 3)явления,  детерминированные главным образом  классовым фактором (политическая  культура, агитация и пропаганда).

Итак, любое явление культуры исторически конкретно и в то же время выходит за рамки своего времени и  своего социума. Так, политическая культура вполне  конкретна, но в ходе ее развития вырабатываются элементы, имеющие общечеловеческое значение. К примеру, навыки демократического управления обществом.

Наряду с классовыми различиями свое влияние оказывают и другие социальные различия: между городом и деревней, между поколениями. (Молодежная контркультура).

На культуру влияет и идеология. Идеология в культуре всегда присутствует, но при определенных обстоятельствах может ее подавлять (культура гитлеровского рейха).

4.Локальное и  всеобщее в культуре.

Культура существует во множестве локальных вариантов. В чем причины этого явления?  1)в разнообразии природных условий, 2)в  отсутствии связей на протяжении веков и тысячелетий между различными регионами: средиземноморским, китайским, индийским, американским. В настоящее время  противоборствуют две тенденции:  обособление локальных культур и  унификация культуры.

Похожие материалы

Информация о работе

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.