Социальные детерминанты культуры. Методологические принципы анализа социальных детерминант культуры

Страницы работы

Содержание работы

Философия культуры. Максимальный вариант.

Лекция 6. Социальные детерминанты культуры

1.Методологические принципы анализа социальных детерминант культуры.

2.Внутренняя и внешняя социальная детерминация культуры. Факторы детерминации.

3.Социальная структура общества и культура.

4.Локальное и всеобщее в культуре.

1.Методологические принципы анализа социальных детерминант культуры.

Принцип  материальной обусловленности культуры (вытекающий из материалистического понимания истории).

Принцип  относительной независимости развития культуры от  социальных детерминант.

Принцип преемственности в развитии культуры.

Развитие культуры предполагает преемственность, т.е. связь предшествующих и последующих состояний культуры. Без преемственности культура каждый раз начинала бы свое развитие с нулевой точки, т.е. не продвинулась бы ни на шаг вперед.

2.Внутренняя и внешняя социальная детерминация культуры.  Факторы детерминации.

Преемственность имеет  две стороны: 1)активное использование новыми поколениями опыта предыдущих,  2)активное воздействие прошлого на  формирование культуры будущего. Это влияние имеющейся культуры на ее дальнейшей развитие и есть ее внутренняя детерминация. Нарушение преемственности  крайне отрицательно сказывается на развитии культуры. Так,  забвение античной традиции существенно затормозило развитие средневековой  культуры в Западной Европе. 

Но у культуры есть и внешняя детерминация.  Она  состоит в совокупности социальных (в широком смысле факторов). Прежде всего, это детерминация экономическими условиями. Однако эту связь нельзя понимать упрощенно. Экономика детерминирует развитие культуры не прямо, не непосредственно, а опосредовано, через ряд промежуточных звеньев. От уровня экономического развития зависят материальные условия  культурного творчества. Одно дело -  творчество в условиях  тундрового оленеводства, другое – в условиях современного города.   От  уровня экономического развития зависит и сам характер культуры, возможности и пределы культурного прогресса данного общества. Итальянский Ренессанс начался в самых богатых приморских купеческих городах: Генуе, Венеции, Флоренции. Это позитивная детерминация. Но есть и негативная детерминация. Так, Гегель и Маркс отмечали, что капитализм враждебен по отношению к некоторым видам художественного творчества. В наше время мощное развитие науки и техники сочетается с широким распространением суррогатов, с различными проявлениями мистики и обскурантизма.

Есть еще одна чисто экономическая сторона  жизни общества, которая имеет существенное значение для происходящих в нем культурных процессов. Речь идет об уровне жизни населения. Эта связь, конечно, тоже носит опосредованный характер. В одних условиях рост материального благосостояния является основой и средством развития культуры общества, в других – влечет за собой разложение, упадок  культуры.

Итак, три главных составляющих экономических детерминант развития  культуры: уровень развития производительных сил, характер экономических отношений, материальное благосостояние общества.

3.Социальная структура общества  и культура.

Существенный социальный фактор – разделение труда, отделение умственного труда от физического,  города от деревни; раскол общества на антагонистические классы.

Отделение умственного труда от физического привело к возникновению профессиональной культуры. В итоге возникло два потока культуротворчества: самодеятельность и  профессиональное творчество. Побочный эффект – отчуждение трудящихся масс от "высокой" культуры.  Последняя может быть освоена народом, но  до определенного момента не является реальной культурой народа (Пушкин).

На культуру влияет социальная структура общества. Так, Ленин говорил о существовании двух культур в рамках русской национальной культуры.

В культуре выражается и воплощается родовая сущность человека, выходящая за пределы непосредственно данных. Исторически конкретных общественных отношений. Иначе говоря, культура является общечеловеческим началом, тем "всеобщим", что выделяет людей  как существ, единственно способных быть субъектами – творцами и восприемниками культуры.

Вместе с тем культура органично связана со своим временем, поскольку в ней выражаются потребности и проблемы конкретной эпохи, ибо они стимулируют культурное творчество, которое и направлено на удовлетворение этих потребностей. Эта связь с конкретными социальными условиями открывает каналы влияния социальных интересов различных классов на культуру. Искажение этой диалектики – позиция Пролеткульта. Другой пример из того же рода – великая культурная революция в Китае. Итак, нельзя, с одной стороны, забывать о классовой детерминации явлений культуры. С другой стороны, нельзя и  абсолютизировать эту детерминацию.

Следует также иметь в виду, что сама культура внутренне неоднородна. С точки зрения  влияния на нее классовых интересов ее можно разделить на три сферы: 1)явления, испытывающие минимальное влияние классового фактора (язык, естествознание); 2)явления, испытывающие определенное, но не решающее влияние классовых интересов (искусство, мораль), 3)явления,  детерминированные главным образом  классовым фактором (политическая  культура, агитация и пропаганда).

Итак, любое явление культуры исторически конкретно и в то же время выходит за рамки своего времени и  своего социума. Так, политическая культура вполне  конкретна, но в ходе ее развития вырабатываются элементы, имеющие общечеловеческое значение. К примеру, навыки демократического управления обществом.

Наряду с классовыми различиями свое влияние оказывают и другие социальные различия: между городом и деревней, между поколениями. (Молодежная контркультура).

На культуру влияет и идеология. Идеология в культуре всегда присутствует, но при определенных обстоятельствах может ее подавлять (культура гитлеровского рейха).

4.Локальное и  всеобщее в культуре.

Культура существует во множестве локальных вариантов. В чем причины этого явления?  1)в разнообразии природных условий, 2)в  отсутствии связей на протяжении веков и тысячелетий между различными регионами: средиземноморским, китайским, индийским, американским. В настоящее время  противоборствуют две тенденции:  обособление локальных культур и  унификация культуры.

Похожие материалы

Информация о работе