Философия культуры. Максимальный вариант. Человек как субъект культурно-исторического процесса, страница 3

2)указанная характеристика всеобщего труда в полной мере исчерпывает понятие деятельности (деятельной сущности) человека;

3)характеристика всеобщего труда, а соответственно и деятельности и культуры может быть понята лишь как социально значимое творчеств, в котором самореализация индивида в предметной деятельности приобретает всеобщий культурно-исторический смысл – выступает как творчество истории и одновременно как развитие (творение) самого человека в качестве субъекта творчества, субъекта культуры.

Маркс в качестве примера свободного труда приводил труд композитора. В исторической перспективе труд теряет характер внешнего принуждения, человек становится рядом с процессом производства. При этом труд каждого человека во все большей мере будет превращаться во всеобщий труд – в положительную творческую деятельность, выступающую как непосредственное воплощение культуры. Это и является необходимой основой того, что он станет первой потребностью человека.

Чтобы выявить культурное содержание труда в прежние эпохи, надо взглянуть на него с более высокой точки зрения.

"Буржуазная философия искала и продолжает искать выход из противоречия между  отчужденным характером труда и его человеческим содержанием за пределами труда, который, согласно ее представлениям, обременен биологической, "естественной" природой человека, то марксизм, напротив, настаивает на выявлении деятельностной, культурной природы самого труда, т.е. таких его характеристик, которые, получив полное развитие, делают возможным превращение труда в первую жизненную потребность.

В контексте анализа общественного производства эти характеристики выражаются понятием "всеобщий труд", в контексте выяснения специфики человеческой жизнедеятельности – понятием предметно-преобразующая творческая деятельность, в контексте  исследования исторического процесса – понятием "культура".  В любом случае речь идет о субъектных характеристиках человека.

2.Культура и природа

Характеристику человека как субъекта деятельности невозможно вывести ни из его "естественной" природы, ни из его взаимосвязи с природной стихией.

Сам способ существования человека в природе, включая его деятельность, направленную на удовлетворение витальных потребностей, предполагает необратимое деструктурирование природных объектов, создание искусственной среды.  Это касается и общества, и отдельного индивида. Даже свои первичные потребности человек удовлетворяет общественно обусловленным способом.

Человек не может занять определенную нишу в природе, т.к. ее для него нет. Человек творит универсально, по своей собственной мерке. Поэтому природа для  человека не просто среда обитания и источник средств существования, а лаборатория  его предметно-преобразующей общественно-организованной деятельности.

В рамках собственно материального производства человек не производит "в истинном смысле слова"; определяющими моментами здесь являются производство и потребление, не включающие творческую деятельность.

Это вовсе не означает, что материальное производство осуществляется как  природная, нет, и она социальна. Это лишь означает, что материальное производство выступает предпосылкой всякого другого труда. И все-таки собственно материальное производство, представляющее "царство естественной необходимости", не может само по себе характеризовать человека как существо культурно-историческое.

В своем "неорганическом теле" человек вынужден самим фактом своей неразрывной с ним связи проявлять "заботу" в той же мере, как и своем  органическом теле (собственном организме): оберегать его здоровье, "тренировать", охранять" и т. д., т.е. в полном соответствии с этимологией слова "культура"  возделывать, культивировать.

Во взаимосвязи с человеком природа открывает такие свои характеристики, которые  в естественном состоянии не могут проявиться. Человек придает веществу природы иные формы, кроме того, он реализует в нем свою сознательную цель. Тем самым он вводит в определенные границы бесконечность (неопределенность) природы.