Философия культуры. Максимальный вариант. Человек как субъект культурно-исторического процесса, страница 8

В культуре результат прошлой творческой деятельности обретает новую жизнь благодаря встрече с творческой деятельностью. Предыдущая деятельность и ее результаты определяют возможность направленность развития, выступая в качестве его основания и условия. Развитие культуры – общественный процесс и поэтому предполагает организацию людей т регулирование этих действий правилами и нормами.  Кроме того, развитие – закономерный процесс, а всякий закон есть внутреннее ограничение.

Необходимо, следовательно, различать два типа регламентации культуры: 1)внутреннюю, вытекающую из закономерностей ее развития, 2)внешнюю, задающую параметры ее функционирования в рамках  конкретной социальной системы. Соотношение этих двух типов регламентации исторически конкретно.

На любом этапе развития культура характеризуется творчеством. В рутинных видах труда творчество проявляется виртуозности. Фольклор обязательно предполагает импровизацию.  В любом случае культура есть самореализация и одновременно саморазвитие человека в качестве субъекта культурно-исторического процесса.

Взаимосвязь предметных и социокультурных характеристик творческой деятельности человека выражается понятием целостной личности, в деятельности которой воплощается богатство родовой сущности человечества, поскольку индивид в этом случае выступает в качестве персонификации общества на определенном участке его жизнедеятельности. Такая персонификация означает, что индивид не просто выполняет определенные социальные роли, а решает ту или иную порожденную потребностями общественного развития проблему, т.е. творчески использует аккумулированный культурой исторический опыт человечества, представляя в этом смысле все общество. Отсюда вытекает, во-первых, что личность в своей предметной деятельности представлена не какой-то обособленной функцией, а целостно; во-вторых, мир, который она создает также представлен целостно в предмете ее деятельности. Таким образом, целостность определяется не как некий абсолют, а как процесс взаимополагания индивидуального и всеобщего в человеческой деятельности.

Творчество есть выход за пределы индивидуальной ограниченности человека и универсализация проблемы, т.е. полагание его в качестве новой проблемы, обращенной к другим личностям. Такая обращенность предполагает непосредственный обмен деятельностью,  составляющий содержание межличностного общения, которое оборачивается и производством самих форм этого общения в процессе творческого сотрудничества индивидов, следовательно, их взаимопроизводством как личностей.

Этот социальный смысл предметно-преобразующей деятельности и характеризует сущность культурно-исторического процесса. Однако на протяжении предыстории человечества этот процесс происходил в перевернутом виде: развитие общества происходило за счет ограничения большинства индивидов, отчуждения социального содержания их предметно-преобразующей деятельности. При капитализме развитие индивидов происходит, но лишь как побочный и нежелательный продукт производства.

В эпоху подъема капитализма индивидуализм  способствовал раскрытию дарований человека. В современных условиях индивидуализм  - панцирь, который прячет творческую немощь буржуазии. Капитализм, развязывая творческую энергию человека,  ведет дело к собственной гибели. Поэтому в условиях капитализма созданы способы самозащиты от разрушительного для него культурного прогресса. Это, в первую очередь, всеобщий утилитаризм; далее, это редукционизм, сводящий  все к голому количеству. Это коммерческая эксплуатация таланта.

Необходимо вовлечение в культурное творчество широких масс.  Идеал "свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех". Тем самым разрешается противоречие между законами функционирования и законами развития общества. Здесь утверждается "производство в истинном смысле слова". Всесторонне развитый индивид – это человек, который подходит к своему делу с позиций всего общества, всесторонне, является сознательным субъектом. Развитие культуры в таком случае оказывается личностным аспектом всей истории общества.