В каждом общественном организме развитие культуры определяется предпосылками, созданными предшествующим историческим развитием (экономическим, социально-политическим, духовным), с другой - социальной структурой, господствующими общественными отношениями и конкретным соотношением социальных сил. Социальные отношения определяют и возможности освоения индивидом объективной действительности и его субъективную способность превращать и эту действительность, и предшествующий опыт в объект собственного творчества.
В классово-антагонистическом обществе социальные формы реализации предметно-преобразующей деятельности людей – их общественные отношения – формируются в отчужденной форме. Приобретая тем самым как бы обособленное от непосредственной предметно-преобразующей, прежде всего, материально-производственной деятельности трудящихся существование, они становятся сферой приложения особой, специфической деятельности представителей господствующего класса – сферой управления. В результате всеобщее содержание творческой деятельности извращается – предстает лишь как функция особенного. Это и находит отражение в том, что развитие культуры в антагонистическом обществе осуществляется в рамках противоречивого единства общечеловеческого и классового.
Господствующий класс узурпирует право на регулирование особенного (на социальное управление) и выдает свой частный интерес за всеобщий. Содержательная всеобщность заменяется формальной.
В действительности социальное регулирование приобретает тот или иной культурно-исторический смысл лишь благодаря тому, что в определенной мере выражает на особом, исторически обусловленном этапе всеобщее содержание предметно-преобразующей деятельности людей на данной ступени развития общества. Содержание и формы социального регулирования и регламентации культуры изменяются в зависимости от социально-исторических условий в разных антагонистических формациях и на различных этапах развития каждой из них. Но во всех случаях оно лишь эксплуатирует культуру, принимая на вооружение в зависимости от обстоятельств ее позитивные достижения или традиции ее собственного функционирования.
Культура по своей внутренней сути нацелена на преодоление сопротивления любых регламентирующих факторов. Это характерно даже для традиционалистских обществ типа китайского. Богатство содержания каждой культуры выступает предпосылкой развития всеобщих универсальных сил человеческой деятельности, становления культуры в качестве феномена всемирно-исторического.
Классовая ограниченность социальных форм реализация творческой сущности человека выражается в том, что творчество ориентировано социальной системой, а результат как таковой, на простое "обустройство" социокультурной среды, выступающей в качестве внешней индивиду среды его "социального обитания". Результаты творческой деятельности человека ассимилируются средой, становятся ее элементами, усиливая давление на человека социальных сил. В этих условиях культурная норма превращается в канон, норма становится догмой, традиция - стереотипом поведения. Но это противоречит смыслу культуры. Человек становится невольником социальной стихии – стихийного действия своих сущностных сил, действующих с непреложностью естественной необходимости.
Сознательность исторического действия отдельных людей оборачивается господством социальной стихии. Многие замечательные творения человеческого гения обернулись трагедиями для огромных масс населения. Развитие кораблестроения, навигационной техники и мореплавания привело к колониальным захватам, упадку и гибели высоких цивилизаций. Индустриализация превратила многих людей в придатки машин. Индустрия досуга поставила на поток масскульт. Величайшие открытия в области физики используются для гонки вооружений. Есть две возможности: ограничение творческого поиска (Кутырев) и вовлечение в творчество широких масс, в развитии и углублении сферы социального творчества, демократизация и гуманизация культуры.
Культура, таким образом, не состояние, а процесс. Он может быть выражен формулой: "опредмечивание – респредмечивание – опредмечивание".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.