Следующая критическая работа а8, для которой , что дает критическую работу а6 и т. д. Продолжая, аналогично получим а4, а1. Итак, имеем критические работы а1, а4, а6, а8, а10, которые составляют критический путь. Полученный результат совпадает с результатом критического пути, представленного на рисунке. Аналогично формально можно найти некритические дуги, а также резервы времени.
Лекция № 5
Системы массового обслуживания. Уравнения Колмогорова
Цель работы – изучить способы описания процессов и характеристик систем массового обслуживания.
Теоретические сведения
Примерами систем массового обслуживания (СМО) могут служить телефонные станции, ремонтные мастерские, билетные кассы, справочные бюро, парикмахерские и другие предприятия, занимающиеся обслуживанием массовых потоков клиентов или их требований.
СМО состоит из какого-то числа обслуживающих единиц – каналов (число линий связи, число телефонисток, число продавцов и т. д.). СМО могут быть одноканальные и многоканальные.
Работа СМО – это выполнение поступающего на нее потока заявок (потока требований), которые идут одна за другой в случайные моменты времени. Канал обслуживает заявку какое-то время (тоже в общем случайное) и освобождается. Каждая СМО обладает некоторой пропускной способностью, позволяющей ей относительно эффективно справляться с потоком заявок.
Для описания структуры и работы СМО необходимо определить:
· n – число каналов СМО;
· pi – вероятность того, что в СМО занято обслуживанием ровно i каналов, например, p0 – все каналы свободны; pn – занято n каналов;
· – среднее число заявок, поступающих в СМО в единицу времени.
СМО делятся на два основных класса: СМО с отказами и СМО с ожиданием (очередностью). В СМО с отказами заявка, заставшая все каналы занятыми, получает отказ, покидает систему и в дальнейшем процессе обслуживания не участвует. В СМО с ожиданием заявка становится в очередь. В зависимости от организации очереди могут быть ограниченные или неограниченные, очередь с ограниченным временем ожидания и т. п. Для классификации СМО важное значение имеет дисциплина обслуживания (правила обслуживания) заявок: первая пришла – первая обслужена (FIFO), последняя пришла – первая обслужена (LIFO), обслуживание с приоритетом и т. п.
Наиболее употребительными показателями эффективности функционирования СМО являются следующие:
· вероятность отказа в обслуживании pот, которая для СМО с отказами будет pот = pn;
· среднее число занятых каналов или среднее число заявок, находящихся в обслуживании , характеризующее степень загрузки обслуживающей системы;
· среднее число свободных, простаивающих от обслуживания каналов
;
· коэффициент простоя канала ;
· коэффициент занятости канала ;
· для СМО с отказами вводится понятие относительной Qи абсолютной Aпропускной способности системы
Q = 1 – Pотк, A=Q.
Для СМО с ожиданием вводятся следующие понятия: Lсист – среднее число заявок в очереди; Тсист – среднее время пребывания заявки в системе; Точ – среднее время пребывания заявки в очереди.
Процесс функционирования любой СМО представляет собой случайный процесс. СМО присущ тип случайного процесса с дискретным состоянием, когда возможные состояния, характеризующие систему S0, S1, S2,…, можно перечислить, а переход системы из состояния в состояние происходит мгновенно (скачком) в любой момент времени (процесс с непрерывным временем). Такой процесс следует отнести к случайному процессу, квантованному (дискретизированному) по уровню.
При анализе такого рода процессов удобно пользоваться графической системой – графом состояния. Состояния системы будут являться вершинами графа, а возможные переходы из состояния в состояние – ребрами. Математический анализ СМО значительно упрощается, если процесс работы СМО – марковский, а поток заявок (поток событий) – простейший.
Случайный процесс называется марковским или случайным процессом без последействия, если для любого времени t0 вероятностные характеристики процесса в будущем зависят только от его состояния в данный момент времени t0 и не зависят от того, как система пришла в это состояние (от предыстории).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.