Понятие и классификация ППС. Технология создания мультимедийных приложений. Создание электронных учебных курсов. Технология разработки тестовых заданий. Электронные учебники, страница 6

1) Объединение функциональных элементов в общую структуру.

2) Составление функциональной блок-схемы взаимодействия этих элементов.

3) Создание прототипа ее программного воплощения:

   - подготовить прототипы программной реализации каждого функционального блока;

   - организовать взаимодействие между блоками;

   - использовать готовые шаблоны, либо запрограммировать их самостоятельно.

Свойства программных шаблонов функциональных блоков ППС.

1) Корректность функционирования;

2) Адекватность своему назначению;

3) Прозрачность построения;

4) Простота редактирования;

5) Возможность расширения;

6) Простота тиражирования;

7) Перевод материалов ППС в готовые шаблоны;

8) Поддержка дружественного интерфейса.

I. Дизайн ППС.

   Общий дизайн ППС начинается с определения цветов палитры экранного интерфейса, а именно:

1) определение базового цвета.

2) Выбор нескольких сопутствующих цветов для визуализации и идентификации типовых функций:

   - гиперссылок;

   - основных определений;

   - контекстных расшифровок терминов;

   - выдача информации о правильности ответов, обозначений, примеров.

Аргономические требования к выбору цветов:

1. Постоянство цветов;

2. Соответствие устойчивым ассоциациям;

3. Учет яркости цветов;

4. Использование контрастных цветов для противопоставления объектов.

3) Использование базового стиля оформления (размещение панелей на экране и фактуры их фона).

4) Дизайн должен выполняться по эскизам, подготовленным программистом.

II. Апробация ППС.

Цели апробации:

1) Проверить работу всех функциональных модулей в реальном режиме.

2) Выявить все незамеченные недостатки и неточности в изложении учебного материала и программной реализации.

3) Оценить эффективность организации интерфейса ППС.

4) Оценить среднюю продолжительность работы обучаемых с курсом.

5) Накопить базу результатов выполнения тестовых заданий.

6) Сделать вывод об эффективности ППС.

7) Устранение обнаруженных недостатков и внесение изменений в ППС и сопровождающую документацию.

   Примечание:

Апробация ППС должна проводиться в экспериментальных группах под наблюдением авторов, методистов и разработчиков (программистов).

III. Сдача ППС в эксплуатацию и дальнейшая техническая поддержка.

Готовые ППС передают на оценку в специальный экспертный совет, который делает заключение о целесообразности и сфере распространения ППС. ППС передается в специальный фонд, из которого оно может приобретаться учебными заведениями. Дальнейшая техническая поддержка осуществляется коллективом разработчиков и состоит в следующем:

   1) Обучение пользователей ППС работе с ним и применении его в учебном процессе.

   2) Обеспечение консультаций по работе ППС при возникновении каких-то затруднений.

   3) Обеспечение замены комплекта ППС, если оно не работает.

   4) Предоставление сведений о связи с технической поддержкой («горячий» телефон или email).

При возникновении каких-то недочетов в процессе использования ППС необходимо провести его актуализацию или корректировку:

   - автор инициирует процесс актуализации;

   - методисты находят приемлемые формы внесения изменений;

   - разработчики создают технологию внесения изменений в программу.

Актуализация проводится не реже 1 раза в год.

   Требования ППС для упрощения его корректировки:

1) ППС должно иметь открытую структуру,

2) ППС должно позволять эффективно редактировать внедренные в него материалы.

Порядок проведения актуализации:

1) Внесение изменений в содержание ППС,

2) Внесение изменений в средства разработки и распространения,

3) Проведение апробации ППС,

4) Запись нового дистрибутива.

Проблемы разработки диалогов ППС.

Предпосылки:

1) Решение вопроса, кому должна принадлежать решающая роль при прерывании диалога (компьютеру или обучающемуся).

2) Решение вопроса «Чему должен способствовать диалог?».

   - осознание субъектом своих действий,

   - планирование своих действий,

   - работе на уровне самооценки.

Требования к диалогу ППС:

1) Диалог должен удовлетворять основным психологическим параметрам:

   1. напоминать человеческое общение,

   2. не создавать напряжения у учащихся,

   3. реализовать доброжелательность,

   4. оказывать поддержку,

   5. не вызывать раздражение.

2) Диалог должен иметь педагогическую направленность, т.е. должен быть средством достижения основных учебных целей.

   Уровни диалога:

   1. Фактический диалог – ответ строится на основе формально-преобразованного сообщения.

   2. Направленность диалога на решение заданий без учета целей обучения (усвоение способа решения задачи, развитие мышления и способностей).

   3. Достижение целей обучения на основе анализа истории обучения.

3) Соблюдение социальной дистанции общения:

   1. Обращение на Вы.

   2. Отсутствие оскорблений.

   3. Отсутствие оценок мышления, памяти и внимания.

   4. Отсутствие категоричности.

   5. Осторожное использование юмора.

   6. Отсутствие двусмысленности в пояснении ситуации.

4) Осторожность реагирования ПК на непредвиденный ответ.

5) Соблюдение продуктивности диалога, т.е. сообщение предварительной информации о ППС.

Советы при учете требований к диалогам ППС:

1) Не допускать механического переноса диалога из экспертных систем в обучающие.

2) Учитывать цели обучения при решении конкретных задач.

3) Обобщать способы деятельности обучающегося.

Проблемы информационного отсутствия в вопросах актуализации проблем диалога:

1) Повышение квалификации с учетом информационных процессов, происходящих в образовательных средах.

2) Уклон в сторону технологического программирования, а не в сторону познавательной деятельности учащегося.

3) Игнорирование методик изучения предмета.

4) Разработка ППС педагогами, слабо владеющими информационными технологиями.

5) Отсутствие научного подхода при выборе применения компьютерных средств обучения.

6) Отсутствие новых аспектов содержания и подходов к организации образовательного процесса в образовательных стандартах.

Принципы построения диалогов ППС:

1) Тип предъявления информации в виде текстов, рисунков, чертежей и анимации.