Понятие и классификация ППС.
ППС – совокупность компьютерных программ, предназначенных для автоматизации обучения и направленных на достижение конкретных дидактических целей.
Состав ППС:
1) совокупность программ;
2) комплект технической документации;
3) комплект методической документации;
4) набор вспомогательных средств.
Классификация ППС:
1) По методическим целям:
1. Контролирующие программы – для контроля определенного уровня знаний и умений. Недостатки: плохое обеспечение устойчивости и инвариантности оценок; низкое качество информации и адекватности пути устранения недостатков:
- повышение достоверности оценок;
- увеличение степени соответствия оценки действительному уровню знаний;
- создание и реализация методических приемов контроля, которые обеспечивают независимость оценок от случайных и субъективных факторов.
2. Программы – тренажеры, предназначенные для формирования ЗУН и их закрепления при самоподготовке учащихся. Особенность: предполагается, что теоретический материал учащимися усвоен.
3. Наставнические программы – для усвоения новых понятий в диалоговом режиме (программное обучение).
4. Демонстрационные программы. Назначение: демонстрация учебного материала, описательного характера, в наглядном виде, с использованием интерактивной графики.
5. Информационно-справочные системы, предназначены для хранения, поиска и вывода необходимой информации в удобном виде.
6. Имитационные и моделирующие программы, предназначены для имитации или моделирования объектов и процессов, которые невозможно осуществить по тем или иным причинам в режиме реального времени (из-за недоступности, расстояния).
7. Проблемно-ориентированные программы, предназначены для управления деятельностью учащихся путем проб и ошибок.
2) По функциональному назначению:
1. Диагностические или тестовые программы, предназначены для оценки ЗУН и определения уровня обучаемости учащихся.
2. Управляющие программные средства, предназначены для управления действиями реальных объектов.
3. Инструментальные программные средства, предназначены для конструирования учебно-методических и организационных материалов, для создания графических, аудио и видео материалов и других сервисных средств.
4. Учебные среды программирования, предназначены для развития логического мышления и обучения навыкам алгоритмизации и программирования.
5. Программные средства для выполнения различных функций преподавателя.
6. Программные средства для автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства.
7. Сервисные программные средства.
8. Игровые программные средства.
Этапы разработки и принципы ППС:
Структура ППС:
1) Ориентировочная часть:
- титульный лист;
- формулировка цели выполнения задания;
- постановка задачи;
- правила работы с программой;
- справочный материал.
2) Исполнительская часть:
- организация деятельности учащегося;
- решение задач;
- построение графиков;
- ответы на вопросы;
- моделирование процесса.
3) Контрольно-корректировочная часть:
- контроль за деятельностью учащегося и коррекция этой деятельности.
Необходимые условия успешного применения ППС в учебном процессе:
1) Программно-методическое обеспечение;
2) Объектно-ориентированные программные системы;
3) Внедрение новых информационных технологий в обучение;
4) Система искусственного интеллекта;
5) Предметно-ориентированные среды (для обучения и развития).
Требования к ППС направлено на повышение качества ППС.
3 основных показателя качества ППС:
1) Эффективность;
2) Наглядность;
3) Модифицируемость.
Качественная характеристика ППС складывается из трех компонентов:
1) Техническая компонента;
2) Педагогическая компонента;
3) Степень поддержки процесса обучения.
Три уровня эталона оценочной модели ППС:
1) Технический;
2) Дидактический;
3) Интерактивный.
Этапы создания ППС:
1) Определение учебных целей и методов обучения;
2) Детализация учебных тем;
3) Разработка общей структуры ППС;
4) Проектирование фрагментов тем;
5) Написание сценария ППС;
6) Создание компьютерной программы;
7) Тестирование обучающей программы;
8) Написание технической и методической документации.
Компоненты обучающей программы:
1) Учебные материалы (тексты, рисунки, схемы, задачи, вопросы);
2) Специальная программа, определяющая, какой именно учебный материал и в какой последовательности представляется учащемуся.
Компоненты педагогического программного средства:
1) Специальные программы, определяющие, какой именно учебный материал и в какой последовательности представляется учащемуся;
2) Комплект технической и методической документации по использованию данной программы в учебном процессе;
3) Набор вспомогательных средств для использования в учебном процессе (учебные пособия, слайды).
Соответствие критериев оценки качества обучающих программ и характеристик программ:
1) Технический уровень – качество графики;
2) Дидактический уровень – представление материала;
3) Степень интерактивности – уровни сложности.
При применении графики, анимации, цвета и звука в обучающих программах, прежде всего, следует руководствоваться следующим принципом: использовать аудиовизуальные возможности компьютера с точки зрения достижения учебных целей.
Психолого–педагогические требования:
1) Возможность определения содержания учебной деятельности учащихся;
2) Допустимость любых способов управления учебной деятельностью;
3) Возможность стимулирования познавательной активности учащихся;
4) Способность учета уже имеющихся ЗУН;
5) Обеспечение внутреннего и внешнего диалога;
6) Возможность оказания помощи во время затруднительной ситуации;
7) Проявление дружелюбия;
8) Допустимость индивидуализации обучения;
9) Возможность использования различных видов информации (графической, аудио).
10) Возможность определения темпов предъявления информации;
11) Возможность осуществления входа и выхода из программы в любом ее месте;
12) Ведение диалога не только с помощью ПК но и обучаемого;
13) Допустимость модификации педагогического программного средства и способов управления им.
Причины создания низкокачественных ППС с точки зрения психолого-педагогических:
1 Игнорирование дидактических принципов обучения;
2 Перенос традиционных методов обучения в новые формы с использованием новых информационных технологий.
Ряд факторов, которые нужно использовать при разработке ППС:
1) Возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
2) Обеспечивать позитивный фон общения;
3) Учитывать обоснование выбора темы;
4) Обеспечивать проверку педагогической эффективности использования ППС;
5) Обеспечивать удобство пользования ППС;
6) Гарантировать устойчивость от несанкционированного доступа;
7) Обеспечивать надежность ППС;
8) Допустимость работы ППС в сети.
Дидактические требования, предъявляемые к ППС:
1) Обеспечение научности содержания ППС (достоверность сведений, возможность моделирования и имитации объектов, явлений и процессов).
2) Обеспечение доступности (соответствие предъявляемого учебного материала уровню подготовки и возрасту учащегося).
3) Адаптивность – приспособление ППС к индивидуальным особенностям обучаемого с помощью средств наглядности и дифференциации материала по объему, сложности и содержанию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.