Понятие и классификация ППС. Технология создания мультимедийных приложений. Создание электронных учебных курсов. Технология разработки тестовых заданий. Электронные учебники, страница 4

Сценарий представляется в виде таблицы, в которой описывается структура учебного материала и логические переходы между кадрами в зависимости от ответов или тактов обучения.

При сложной логике переходов составляется покадровая блок-схема в виде графов.

Различают 3 вида графов сценариев:

1 вид – линейный граф;

2 вид – линейно-разветвленный граф;

3 вид – линейно-разветвленный с обратными связями.

Типы кадров:

1 Вводные – кадры, предназначенные для объяснения назначения структуры и состава ППС.

2 Заключительный – представляется в виде протокола, который фиксирует результаты обучения, приема и сбора информации о результатах.

Классификация кадров ППС:

1) по характеру представления информации:

   - статические кадры – представление информации обучающимся в законченном виде;

   - динамические кадры – в который информация перестраивается в процессе демонстрации (размещение информации в определенных местах экрана и использование небольшого количества цветов).

2) по содержанию информации:

   - информационные кадры – кадры, в которых излагается основная информация для усвоения обучающимися;

   - контролирующие кадры – содержат тестовые (контрольные) задания для определения качества усвоения изложенного материала;

   - инструктивные кадры – содержат информацию о процедуре работы с ППС и рекомендации о дальнейшем ходе работы;

   - кадры-реплики – служат для оперативной обратной связи с обучающимся в виде поощрений и подсказок.

Требования, необходимые при написании сценария:

1) Понятность для всех членов коллектива разработчиков и рецензентов.

2) Точное описание каждого шага в любой момент обучения.

3) Наличие предварительного просмотра реакции системы на любой ответ учащегося.

4) Построение обучающих воздействий с учетом основных психолого-педагогических требований.

5) Предусмотрение состыковки всех модулей программы.

Сценарий – алгоритм работы компьютера с описанием реакций на действия обучающегося и проектированием информации на мониторе.

Уровни проектирования сценария ППС с определением предписаний.

1) Концептуальный – описание общих фундаментальных характеристик процесса обучения с психологическими характеристиками.

2) Технологический – предписание перевода на язык методического обучения.

3) Педагогический – предписание перевода на язык обучающих воздействий.

4) Программный – перевод алгоритма на язык программ.

Обучающие воздействия – основные элементы управления, формирование системы умственных действий и способов достижения целей обучения.

К обучающим воздействиям относят:

1) Выдача обучающего материала;

2) Выдача вопроса;

3) Выдача учебной задачи;

4) Выдача подсказки;

5) Выдача указаний проведения эксперимента.

Общее направление сценария ППС -  поступательное последовательное изложение учебного материала.

Рекомендации при написании сценария:

1) Концентрировать внимание на более важном материале;

2) Производить разбивку учебной информации на основе моделей усвоения учебного материала;

3) Раскрывать принципиальное выполнение действий, начиная с анализа условий до поиска и реализации способа решения;

4) Чередовать линейные фрагменты с разветвлением, имеющих обратную связь;

5) Не использовать лишние перекрестные ссылки на другие темы при работе над одной темой;

6) Осуществлять поиск ключевых слов по тексту на основе механизма работы по тексту с учебным материалом.

Указания программисту должны содержать:

1 Структуру и дизайн кадров;

2 Способ представления информации в них;

3 Способы работы с информацией.

V этап – программная реализация ППС.

   Программная реализация ППС производится либо с помощью инструментальных средств, либо с помощью языков и систем программирования.

Программная реализация сценария.

Показатели ППС, которые достигаются на этом этапе:

1) Модульность структуры;

2) Надежность работы в различных режимах;

3) Защита от несанкционированного нажатия клавиши;

4) Рациональное использование памяти;

5) Дизайнерская проработка обучающих кадров;

6) Организация дружеского времени диалога с обучаемым;

7) Создание методической документации.

Средства программной реализации ППС:

1) Текстовые процессоры.

2) Табличные.

3) Графические.

4) Интегрированные пакеты для работы с анимацией и 3D графикой.

5) СУБД.

6) Программы подготовки презентаций.

7) Редакторы web-страниц.

Средства программной реализации:

1 Неспециализированные средства

   - Adobe Acrobat – для создания электронных учебников в виде взаимосвязанных гипертекстовых документов (в формате pdf).

Особенности pdf файлов:

1) Компактность.

2) Пофайловая пакетная оптимизация.

3) Разбивка на страницы.

4) Гибкая настройка режимов просмотра.

Возможность установки гиперссылок следующих видов:

1) Открытие файла;

2) Вызов следующей страницы;

3) Вызов видеофрагментов;

4) Активизация аудио-файлов;

5) Операции с полями текстовых форм;

6) Выполнение заданного пункта меню;

7) Ссылка на web-страницу.

Преимущества Adobe Acrobat для работы с учебным материалом:

1) Возможность использования закладок.

2) Осуществление контекстного поиска текстовой информации.

3) Возможность распечатки любого фрагмента материала.

4) Изменение режима просмотра.

5) Конвертация изображения с наложением дополнительных элементов.

6) Возможность защиты паролем доступ к учебнику.

7) Автоматизация действий с полями форм и с помощью встроенных java скриптов.

Недостатки Adobe Acrobat:

1) Отсутствие организации ввода и обработки результатов выполнения заданий и записи их файлов.

2) Отсутствие организации создания и запоминания собственных комментариев.

3) Ограниченные возможности создания диалога.

4) Проблемы с русификацией в шрифтах, полях, текстовых форм.

5) Слишком узкое подмножество java скриптов, используемых в этом пакете.

6) Ограниченные возможности редактирования созданных pdf файлов.

Система управления БД MS Access.

СУБД Access используется для реализации интерактивных функций и ведения БД результатов обучения.

Достоинства:

- использование средств программирования;

- организация интерфейса отдельных частей ППС;