Сценарий представляется в виде таблицы, в которой описывается структура учебного материала и логические переходы между кадрами в зависимости от ответов или тактов обучения.
При сложной логике переходов составляется покадровая блок-схема в виде графов.
Различают 3 вида графов сценариев:
1 вид – линейный граф;
2 вид – линейно-разветвленный граф;
3 вид – линейно-разветвленный с обратными связями.
Типы кадров:
1 Вводные – кадры, предназначенные для объяснения назначения структуры и состава ППС.
2 Заключительный – представляется в виде протокола, который фиксирует результаты обучения, приема и сбора информации о результатах.
Классификация кадров ППС:
1) по характеру представления информации:
- статические кадры – представление информации обучающимся в законченном виде;
- динамические кадры – в который информация перестраивается в процессе демонстрации (размещение информации в определенных местах экрана и использование небольшого количества цветов).
2) по содержанию информации:
- информационные кадры – кадры, в которых излагается основная информация для усвоения обучающимися;
- контролирующие кадры – содержат тестовые (контрольные) задания для определения качества усвоения изложенного материала;
- инструктивные кадры – содержат информацию о процедуре работы с ППС и рекомендации о дальнейшем ходе работы;
- кадры-реплики – служат для оперативной обратной связи с обучающимся в виде поощрений и подсказок.
Требования, необходимые при написании сценария:
1) Понятность для всех членов коллектива разработчиков и рецензентов.
2) Точное описание каждого шага в любой момент обучения.
3) Наличие предварительного просмотра реакции системы на любой ответ учащегося.
4) Построение обучающих воздействий с учетом основных психолого-педагогических требований.
5) Предусмотрение состыковки всех модулей программы.
Сценарий – алгоритм работы компьютера с описанием реакций на действия обучающегося и проектированием информации на мониторе.
Уровни проектирования сценария ППС с определением предписаний.
1) Концептуальный – описание общих фундаментальных характеристик процесса обучения с психологическими характеристиками.
2) Технологический – предписание перевода на язык методического обучения.
3) Педагогический – предписание перевода на язык обучающих воздействий.
4) Программный – перевод алгоритма на язык программ.
Обучающие воздействия – основные элементы управления, формирование системы умственных действий и способов достижения целей обучения.
К обучающим воздействиям относят:
1) Выдача обучающего материала;
2) Выдача вопроса;
3) Выдача учебной задачи;
4) Выдача подсказки;
5) Выдача указаний проведения эксперимента.
Общее направление сценария ППС - поступательное последовательное изложение учебного материала.
Рекомендации при написании сценария:
1) Концентрировать внимание на более важном материале;
2) Производить разбивку учебной информации на основе моделей усвоения учебного материала;
3) Раскрывать принципиальное выполнение действий, начиная с анализа условий до поиска и реализации способа решения;
4) Чередовать линейные фрагменты с разветвлением, имеющих обратную связь;
5) Не использовать лишние перекрестные ссылки на другие темы при работе над одной темой;
6) Осуществлять поиск ключевых слов по тексту на основе механизма работы по тексту с учебным материалом.
Указания программисту должны содержать:
1 Структуру и дизайн кадров;
2 Способ представления информации в них;
3 Способы работы с информацией.
V этап – программная реализация ППС.
Программная реализация ППС производится либо с помощью инструментальных средств, либо с помощью языков и систем программирования.
Программная реализация сценария.
Показатели ППС, которые достигаются на этом этапе:
1) Модульность структуры;
2) Надежность работы в различных режимах;
3) Защита от несанкционированного нажатия клавиши;
4) Рациональное использование памяти;
5) Дизайнерская проработка обучающих кадров;
6) Организация дружеского времени диалога с обучаемым;
7) Создание методической документации.
Средства программной реализации ППС:
1) Текстовые процессоры.
2) Табличные.
3) Графические.
4) Интегрированные пакеты для работы с анимацией и 3D графикой.
5) СУБД.
6) Программы подготовки презентаций.
7) Редакторы web-страниц.
Средства программной реализации:
1 Неспециализированные средства
- Adobe Acrobat – для создания электронных учебников в виде взаимосвязанных гипертекстовых документов (в формате pdf).
Особенности pdf файлов:
1) Компактность.
2) Пофайловая пакетная оптимизация.
3) Разбивка на страницы.
4) Гибкая настройка режимов просмотра.
Возможность установки гиперссылок следующих видов:
1) Открытие файла;
2) Вызов следующей страницы;
3) Вызов видеофрагментов;
4) Активизация аудио-файлов;
5) Операции с полями текстовых форм;
6) Выполнение заданного пункта меню;
7) Ссылка на web-страницу.
Преимущества Adobe Acrobat для работы с учебным материалом:
1) Возможность использования закладок.
2) Осуществление контекстного поиска текстовой информации.
3) Возможность распечатки любого фрагмента материала.
4) Изменение режима просмотра.
5) Конвертация изображения с наложением дополнительных элементов.
6) Возможность защиты паролем доступ к учебнику.
7) Автоматизация действий с полями форм и с помощью встроенных java скриптов.
Недостатки Adobe Acrobat:
1) Отсутствие организации ввода и обработки результатов выполнения заданий и записи их файлов.
2) Отсутствие организации создания и запоминания собственных комментариев.
3) Ограниченные возможности создания диалога.
4) Проблемы с русификацией в шрифтах, полях, текстовых форм.
5) Слишком узкое подмножество java скриптов, используемых в этом пакете.
6) Ограниченные возможности редактирования созданных pdf файлов.
Система управления БД MS Access.
СУБД Access используется для реализации интерактивных функций и ведения БД результатов обучения.
Достоинства:
- использование средств программирования;
- организация интерфейса отдельных частей ППС;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.