3.4 Подготовка видео и аудио материала;
3.5 Создание нестандартных программных модулей.
4) Создание программной структуры:
4.1 Определение форм реализации и выбор средств;
4.2 Создание структуры ППС;
4.3 Разработка интерфейса, дизайн и реализация;
4.4 Создание стандартной модели;
4.5 Разработка системы защиты.
5) Компоновка ППС.
6) Апробация ППС.
7) Подготовка и запись дистрибутива ППС.
8) Подготовка документации для пользователя и доработчика.
Подробное рассмотрение этапов:
1) Определение целей обучения (от общей цели предмета к частным целям тем).
Существуют следующие группы целей обучения:
1. Обучающие (описывают деятельность преподавателя).
2. Когнитивные (описывают деятельность учащихся)
2.1 Дидактические – формируют и укрепляют ЗУН.
2.2 Воспитательные – используются метода обучения, формы организации деятельности учащихся для формирования и развития различных качеств личности.
3) Развивающие – для развития моторной и сенсорной сфер речи, мышления и воли.
Формирование целей обучения осуществляется на следующих уровнях:
1) Концептуальный (учебные цели описываются в общем виде).
2) Технологический (указываются действия с перечислением всех операций).
3) Операциональный (описание результата достижения целей).
2) Анализ и отбор учебного материала.
1 Определение объема учебного материала.
2 Выбор наиболее существенных и выигрышных частей учебного материала.
Существуют два основных подхода:
- рассматривать ППС как дополнения к фундаментальным печатным учебникам;
- рассматривать ППС как самостоятельное учебное средство.
На этом же этапе нужно определить организацию работы (кто, сколько человек); редактирование отобранного материала.
Требования к материалу во время редактирования:
- строгое соответствие материала учебной программе;
- должна быть единоличная форма представления материала;
- соотнесение объемов различных тем дисциплины;
- исключение подбора материала;
- исключение разночтения одних и тех же положений.
На этом же этапе оговариваются сроки представления материала и порядок взаимодействия авторов.
3) Выбор методов обучения и структурирования учебного материала.
Этот этап определяется автором ППС и главное на этом этапе – проектирование обучающих воздействий.
Методы обучения должны стимулировать:
1) продуктивное и творческое мышление;
2) интерес и мотивацию к обучению.
Классификация методов обучения:
1) По Лернеру и Скаткину:
- информационно-репродуктивный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично поисковый.
2) По Махмотову:
1. методы преподавания:
- информационно-сообщающий;
- объяснительный;
- инструктивный;
- стимулирующий;
- побуждающий;
2. методы учения:
- исполнительский;
- репродуктивный;
- практический;
- частично-поисковый;
- поисковый.
3) Методы проблемного обучения:
- монологический (простое изложение материала);
- показательный (показывается логика решения проблемы);
- алгоритмический (организация деятельности учащихся по алгоритму, по шагам);
- диалогический (объяснение материала в форме беседы с привлечением учащихся к самостоятельному решению проблем);
- эвристический (объяснение одной темы с решением проблемной ситуации другой темы);
- исследовательский (самостоятельное изучение материала через решение проблемы);
- программированный (изучение материала с помощью обучающих программ).
4) Активные методы обучения:
1. имитационные (игровые и неигровые);
- ситуационного анализа и с нахождением решения;
2. неимитационные;
- проблемные лекции, проблемные практические занятия, разбор примеров, путем диалога с ЭВМ;
- самостоятельное выполнение проектов.
Условия, необходимые для выбора метода обучения:
1) Структуру и логику содержания учебной деятельности;
2) Учебно-познавательные возможности учащихся.
III этап разработки ППС:
Структуризация учебного материала – соблюсти модульность структуры.
Причины структурирования учебного материала ППС:
1) Организационная:
Разбивка на блоки облегчает самостоятельное изучение материала и позволяет регламентировать взаимодействие учащегося и компьютера.
2) Функциональная:
Гипертекстовый подход, обособленное использование фрагментов тем:
- излагать материал с дедуктивной или индуктивной логикой;
- использовать исторический подход;
- создавать проблемы или игровые ситуации.
Набор функциональных компонентов ППС:
- Введение;
- Блоки учебного материала;
- Необходимый дополнительный материал;
- Нормативно-справочная информация;
- Задания для контроля и самоконтроля;
- Заключение.
Введение:
- краткое описание предмета;
- цели и задачи изучения дисциплины;
- ее место в учебном процессе (учебной дисциплине);
- место учебного материала ППС в комплекте данной дисциплины.
Во введении к темам и блокам перечисляются основные тезисы и ключевые моменты.
В основном материале должно быть изложение теории и определений, а затем авторские примеры и пояснения.
Требования: краткость изложения, наглядность материала и однотипность изложений.
Справочная информация может быть представлена в следующих видах:
- терминология словаря;
- пояснение к тексту;
- нормативная база и ссылки;
- справочные данные;
- ситуационный анализ;
- деловые игры.
Требования к справочному материалу:
1) Необходимое количество справочных данных;
2) Простота доступа к ним;
3) Организация выхода в интернет.
Справочный или дополнительный материал необходим для пояснения основного материала в необходимом и достаточном объеме.
4) Конструирование сценария.
IV этап разработки ППС. Конструирование учебного материала.
Сценарий ППС – последовательность визуализированной информации, представленной на экране дисплея для решения задачи и достижения определенной учебной цели.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.