Понятие и классификация ППС. Технология создания мультимедийных приложений. Создание электронных учебных курсов. Технология разработки тестовых заданий. Электронные учебники, страница 13

1.стандартные средства обработки информации (тестовый и табличные процессоры, графический редактор, система управления БД)

Цель – обеспечить достижение уровня начальной компьютерной грамотности.

Задачи – подготовка документов, их оформление, тиражирование.

2.инструментальные системы педагогического назначения (специальные программные оболочки, используя которые преподаватель, не зная программирования, может подготовить ППС)

3.специализированные БД

Как профессиональные БД, так и подготовленные преподавателем (классный журнал, кабинет, методические материалы)

4.средства педагогической диагностики

Входят программы, методика педагогического тестирования и психолого-педагогическая диагностика.

Предназначены для использования рейтинговой шкалы успеваемости, анализа контрольных срезов знаний и других методов статистической обработки данных.

Психолого-физеологическая диагностика позволяет отслеживать динамику развития психики и становление.

5.средства работы в глобальных сетях.

Использование компьтерных коммуникаций в решении образовательных задач (федеральная сеть Информобразование, практическое усвоение работы  Internet).

Необходимо знакомство с отечественными и международными учебными телекоммуникационными технологиями.

6.программно-методический комплекс по предмету.

Совокупность программ учебного назначения и индивидуальных материалов для учащихся, методических указаний для преподавателя, используется при освоении всего учебного курса.

Информационные технологии в образовании – совокупность педагогической техники преподавателя, методов обучения, базирующихся на использовании компьютерных средств и технологий педагогических измерений, обеспечивающих воспроизводимое и эффективное достижение поставленных целей обучения в данной предметной области и однозначное отслеживание результативности на всех этапах обучения.

Дидактические основы применения НИТ

Обучающийся работает с компьютером индивидуально, поэтому лучше использовать репетиторскую дидактическую основу.

Здесь кроме взаимодействия обучающегося и преподавателя появляется еще компьютер.

Возникает проблема перераспределения информации между тремя участниками.

При модификации учебной деятельности нужно учитывать следующие обстоятельства:

1.источниками информации являются преподаватель и компьютер

2.управление обучением может осуществляться как непосредственно, так и через компьютерную программу

3.в процессе обучения ходом предъявления информации может руководить сам обучающийся

Схема информационного обмена в дидактической основе преподаватель – учащийся – компьютер

1.объектно-ориентированная дидактическая основа.

Реализуется, когда учащийся использует компьютер как средство обработки информации

2.проблемно-ориентированная.

Постановка проблемы – преподаватель.

Решение проблемы – учащийся.

3.предметно-ориентированная.

Непосредственное управление действиями учащихся осуществляется компьютером.

Вывод: во все трех случаях компьютер берет на себя часть информационных функций преподавателя и часть функций управления обучением.

Перечисленные дидактические дисциплины реализуются не вместо базовых, а на ряду с ними.

Информационные функции компьютера

Является основной его функцией.

Проблема – распределение дидактических функций и информационных потоков между преподавателем и компьютером.

Модели учебного процесса в некой плоскости знаний

По вертикальной оси – групповая составляющая обучения. По горизонтальной – индивидуальная составляющая.

Горизонтальная составляющая – задает общий темп изучения дисциплины и определяет время на изучение крупных блоков.

Индивидуальная составляющая – усвоение учеником сообщенной ему информации, а также выработке навыков ее практического применения.

Приняв описанную модель можно решить вопрос о роли и месте компьютера в обучении и распределении функций между преподавателем и компьютером.

Преподаватель должен осуществлять:

1.изложение нового учебного материала

2.осуществлять управление учебным процессом

3.осуществлять воспитание личности учащегося

Функции компьютера:

1.репетиторские – компьютер тренажер

2.объективная оценка

3.моделирующая среда

Преимущества применения НИТ в обучении

1.практическая реализация требований информационной гуманности по отношению к учащемуся

2.оптимизация использования учебного времени учащимся

3.высокая познавательная активность учащегося в работе с компьютером. Развитие исследовательских и аналитических навыков. Рост возможностей самореализации.

4.развитие навыков самостоятельной, познавательной и учебной деятельности учащегося

5.положительная мотивация обучения

6.возможность осуществления тренажа достаточного по количеству повторений и заданий

7.возможность организации педагогических измерений на всех этапах обучения

8.возможность коррекции хода обучения на основании текущих результатов контроля

9.возможность целенаправленного развития определенных качеств мозга

10.  возможность организации постоянного мониторинга индивидуальных особенностей учащегося

11.  доступ к дополнительным информационным ресурсам

Сценарий уроков с применением НИТ

1.урок лекция – 10 минут – текущий контроль; 20-25 минут – новый материал; 10 минут – закрепление

2.урок по закреплению материала – 20 минут – работа с учебными программами; 20 минут – решение задач

3.урок по решению задач – 10 минут – текущий контроль; 15 минут – совместное решение задач; 15 минут – решение индивидуальных задач

4.урок с выполнением исследовательской работы – 10 минут – компьютерный контроль для допуска;  20 минут – выполнение исследовательской работы; 10 минут – обработка результатов

5.урок зачет – теоретический компьютерный коллоквиум  - 15-20 минут; собеседование с преподавателем или самостоятельная работа

Рекомендации при проведении урока

1.компьютерный контроль – 10-12 минут

2.возможна парная работа

3.нужно выделять время для усвоения учащимся инструментально-контрольных систем и новых программных сред

4.не накладывать временных ограничений на демонстрационные программы

5.продумывать организацию обмена информацией с помощью электронных носителей