Денежная и финансовая политика Российской Федерации в I полугодии 2011г, страница 9

От состояния платежного баланса зависит избыточное предложение иностранной валюты. Если избыточное предложение валюты велико, ее покупка Банком России поглощает как прирост средств правительства, так и выпуск денег ЦБ. Но если избыточное предложение иностранной валюты недостаточно, чтобы поглотить весь прирост средств на счетах правительства, тогда возможна ситуация, при которой ЦБ сокращает количество денег высокой эффективности и резко увеличивает "прочие активы". И то и другое равнозначно купированию бюджетных доходов. Денежное предложение ЦБ в этом случае зависит oт соотношения между предложением иностранной валюты и избытком бюджета.

Оптимальные зависимости между валютным рынком, денежной и финансовой политикой в условиях бюджетного профицита иллюстрирует схема 2а. Здесь также принимается, что избыточное предложение иностранной валюты отсутствует. Профицит, т.е. неполное использование доходов бюджета, в принципе нежелателен, но если он все же возникает в силу непредвиденных обстоятельств, его следует, по возможности, использовать для погашения государственного долга и дополнительных расходов (бюджетных кредитов). Если же тем не менее избыток бюджета ведет к наращиванию остатков на счетах правительства в ЦБ, этот ресурс нужно не купировать в "прочих активах", а использовать для кредитования внутренней экономики - банков и, косвенным образом, нефинансовых корпораций. (Кредитование правительства в условиях бюджетного избытка не имеет смысла.)

Итак, для оптимизации денежной и финансовой политики, направленной на поддержание устойчивого роста экономики, необходимо регулировать как платежный баланс, так и бюджет, и баланс Центрального банка.

Платежный баланс должен быть сбалансирован так, чтобы ввозу капитала соответствовал импорт инвестиционных товаров и технологий, а не ввоз иностранной валюты. Следовательно, пассивное сальдо счета текущих операций должно уравновешиваться превышением ввоза капитала над его вывозом. Тогда ресурсы Центрального банка будут использоваться не для наращивания валютных резервов (их можно считать достаточными), а для кредитования правительства и внутренней экономики. Российская экономика из чистого кредитора остального мира превратится в чистого заемщика, что будет способствовать ускорению экономического роста как на основе полного использования внутренних ресурсов, так и привлечению ресурсов из-за рубежа.

В то же время не следует бесконтрольно наращивать внешние заимствования российских банков и корпораций, поскольку это не только усиливает зависимость российской экономики от весьма неустойчивой ситуации на мировых финансовых рынках, но и увеличивает, с временным лагом в один-два года, вывоз доходов иностранных инвесторов. В результате эффект от ввоза капитала гасится последствиями вывоза прибыли, улучшение счета с капиталом уравновешивается  ухудшением счета текущих операций. Следовательно, для того чтобы добиться эффективного превышения ввоза капитала над его вывозом, нужно снижать как вывоз капитала, так и его ввоз, но при этом вывоз капитала должен снижаться опережающими темпами.

В Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг., представленном Минэкономразвития в сентябре 2011 г., предусматривается, что сальдо счета текущих операций уже в 2013 г. станет пассивным; в дальнейшем пассивное сальдо счета текущих операций будет увеличиваться. Покрываться оно будет за счет чистого ввоза капитала. Однако в прогнозе ничего не говорится о том, как будет достигаться чистый ввоз капитала: в результате опережающего сокращения его вывоза или в результате наращивания внешних заимствований. Ничего не говорится о мерах регулирования ввоза и вывоза капитала. Сегодняшние тенденции в трансграничном движении капитала (усиление его вывоза во II полугодии 2010 г. и I полугодии 2011 г.) заставляют усомниться в том, что превышение ввоза капитала над его вывозом может быть достигнуто без целенаправленных мер экономической политики.