Денежная и финансовая политика Российской Федерации в I полугодии 2011г, страница 3

Прежде чем перейти к подробному анализу, складывавшемуся в 2011 г., представляется важным сформулировать несколько исходных принципиальных положений о бюджетном избытке, направлениях его использования и возможном воздействии на денежную политику.

Избыток федерального бюджета в принципе нежелателен, поскольку он подавляет внутренний спрос. В мировой литературе профицит иногда называют внутренним тормозом. Правительства развитых стран прибегают к профициту лишь в условиях чрезмерного спроса и перегрева экономики, но не в условиях рецессии или выхода из кризиса. Если в краткосрочной или долгосрочной перспективе прогнозируется возможность возникновения профицита, одновременно должно планироваться или допускаться соразмерное расширение расходов бюджета.

Избыток бюджета может использоваться по трем основным направлениям:

- погашение внешнего долга[2],

- предоставление бюджетных кредитов (по сути - расширение бюджетных расходов),

- прирост остатков на счетах бюджета в Центральном банке.

Наиболее желательным с точки зрения поддержания экономической активности является прирост бюджетных кредитов. Если профицит используется для погашения государственного долга или для бюджетных кредитов, его можно рассматривать как фактор, нейтральный относительно денежного предложения. Непосредственное воздействие на денежное предложение может оказывать только прирост остатков на счетах правительства в ЦБ.

Таблица 3. Структура использование избытка бюджета (в процентах к итогу)

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Изменение остатков на счетах бюджета

Погашение внешнего долга*

Прочие чистые расходы (включая бюджетные кредиты)

27,4 65,9

6,7

0.7 92,3

7,0

24,7 75,3

6.4

83,7

9,9

75,0 24.3

0,7

46,7 51,9

1,4

63,9 34,3

1,2

86,4

8,9

4,7

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

Как видно из табл. 3, на большей части рассматриваемого периода профицит использовался преимущественно для погашения внешнего долга и, следовательно, был для денежной политики, в значительной степени, нейтральным фактором. По мере уменьшения внешнего долга во второй половине 2010 г. в использовании профицита увеличивалась доля прироста остатков на счетах бюджета.

О направлениях использовании прироста остатков на счетах бюджета можно судить по балансу Банка России.

Во-первых, прирост остатков на счетах бюджета может использоваться для расширения внутреннего кредита, в частности кредитования банков (кредитование правительства в условиях профицита не имеет смысла). В этом случае негативные последствия бюджетного профицита для агрегированного спроса были бы, в определенной степени, устранены. Учитывая, что пересмотр бюджетных расходов требует длительной процедуры внесения изменений в Закон о федеральном бюджете, низкопроцентные долгосрочные кредиты Центрального банка могли бы служить механизмом оперативной реакции денежных властей на непредусмотренное увеличение доходов бюджета. Однако в российской практике последнего десятилетия прирост остатков на счетах бюджета так никогда не использовался.

Во-вторых (как это обычно было в предкризисный период), прирост остатков на счетах бюджета может служить источником финансирования прироста международных резервов, дополняющим или замещающим (в качестве источника финансирования) прирост количества денег высокой эффективности. В последнем случае он оказывает сдерживающее воздействие на рост денежного предложения, что может иметь негативные последствия. В предельном случае прирост остатков на счетах правительства, оказавшийся избыточным относительно предложения иностранной валюты, может уравновешиваться сокращением количества денег высокой эффективности, т.е. сопровождаться денежной рестрикцией.