Если потребительский спрос в I полугодии 2011 г. достиг докризисного уровня, то инвестиционный спрос, в наибольшей степени зависящий от денежно-кредитной и финансовой политики, восстанавливался крайне медленно. Соответствующие данные приведены в табл. 11.
Таблица 11. Инвестиции в основной капитал, в процентах к 1 полугодию 2008 г.
Периоды |
В % к I полугодию предыдущего года |
В % к 1 полугодию 2008 г. |
СПРАВОЧНО: инвестиции в основной капитал в % от уровня 2008 г. по прогнозам Минэкономразвития* |
1 полугодие 2009г. |
79,4 |
79,4 |
|
1 полугодие 2010г. |
101,3 |
80,4 |
86,2* |
1 полугодие 2011г. |
102,7 |
82,6 |
93,8** |
* Источник: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 г. и плановый период 2012-2013 гг. Официальный сайт Минэкономразвития.
** Прогноз содержит годовые показатели, без разбивки по кварталам и полугодиям.
Прогнозы экономических ведомств, опубликованные в 2010 г., предполагали весьма медленные темпы восстановления инвестиционной активности - 93,8% к уровню 2008 г. Однако, как видно из табл. 11, в реальности темпы роста инвестиций оказались существенно ниже намечавшихся – 82,6%, что, как нам представляется, явилось результатом проводимой денежной и финансовой политики.
Для стимулирования экономического роста важно обеспечить оптимальное сочетание курсовой (валютной), денежной и финансовой политики.
Сложившуюся в российской экономике систему взаимосвязей между валютным рынком, денежной и финансовой политикой можно представить в виде схем 1 и 2 (схема 1 описывает условия бюджетного дефицита, схема 2 - условия бюджетного избытка). Проводимую денежную политику отображает баланс Банка России, финансовую политику - федеральный бюджет.
Оптимальные, соответствующие мировой практике зависимости для условий дефицита и избытка бюджета представлены на схемах la и 2а соответственно.
В схемах 1 и 2 принимается, что платежный баланс (без резервных активов) сводится с активным сальдо, т.е. что в результате текущих операций и операций с капиталом образуется избыток предложения иностранной валюты, как это и было в российской экономике с 1999 г., за исключением последнего квартала 2008 г.
Финансирование дефицита бюджета (см. схему 1), хотя бы частичное, за счет сокращения стабилизационных фондов приводит к увеличению избыточного предложения иностранной валюты, обуславливающего покупку валюты Центральным банком. В конечном счете дефицит бюджета (в той части, в которой он покрывается сокращением стабилизационных фондов) финансируется за счет тех источников, которые используются ЦБ для покупки иностранной валюты: сокращение внутреннего кредита, эмиссионного ресурса, прироста обязательств ЦБ перед правительством.
Оптимальные зависимости между дефицитом бюджета, платежным балансом и балансом ЦБ представлены в схеме 1а. Здесь принимается, что избыточное предложение иностранной валюты равно нулю и, следовательно, ресурсы ЦБ (прежде всего эмиссионный ресурс) используются для прироста внутреннего кредита, главным образом для кредитования правительства. Дефицит бюджета финансируется непосредственно за счет прироста количества денег ЦБ и прироста федерального долга.
Схема 2 иллюстрирует зависимости, сложившиеся в российской экономике в условиях бюджетного профицита. В той мере, в какой избыток бюджета не используется для погашения государственного долга и дополнительных расходов (бюджетных кредитов), он увеличивает остатки на счетах бюджета в ЦБ (обязательства ЦБ перед правительством). Прирост обязательств ЦБ перед правительством, наряду с приростом количества денег ЦБ, используется для покупки иностранной валюты и прироста "прочих активов" Банка России.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.