Денежная и финансовая политика Российской Федерации в I полугодии 2011г, страница 5

Очевидно, что в I полугодии 2011 г. был необходим оперативный стратегический пересмотр расходной части федерального бюджета, но этого не произошло. Лишь 22 августа 2011 г. Минфин направил письмо главным распорядителям средств федерального бюджета, в котором говорилось, что в сентябре 2011 г. "планируется подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.". Адресатам предписывается в двухнедельный срок (до 9 сентября) "представить предложения по перераспределению бюджетных ассигнований на 2011 г." с учетом экономии запланированных расходов, а также дополнительных доходов федерального бюджета, причем не менее половины дополнительных расходов "направлять на поддержку приоритетов модернизации в сфере деятельности соответствующего главного распорядителя"[3].

Реакцию Минфина трудно назвать оперативной, не говоря уже о том, что стратегические решения должны приниматься на государственном, а не ведомственном уровне. О каких-либо результатах этой переписки на сайте Минфина пока не сообщалось. Предписание направить половину дополнительного финансирования "на поддержку приоритетов модернизации" напоминает традиционные кампании советских времен, в соответствии с последними указаниями.

В прогнозных документах Минфина и Минэкономразвития констатировалось, что сокращение бюджетных расходов будет оказывать сдерживающий эффект на темп восстановления экономики; тем не менее правительство не воспользовалось возможностью увеличить расходы бюджета и, тем самым, дать дополнительный импульс росту экономики. Не прибегая к дефицитному финансированию, можно было увеличить бюджетные расходы почти на 40%, а формируя вполне нормальный дефицит, финансируемый за счет эмиссионного ресурса, можно было увеличит расходы бюджета еще на 10- 15%. В целом, расходы бюджета могли быть увеличены в полтора раза.

Таблица 6. Использование избытка федерального бюджета в 1 полугодии 2011 г.

Избыток федерального бюджета

Млрд руб.

В % к итогу

Направления использования

Млрд руб.

В % к итогу

Объявленный профицит

703,5

41,1

Прирост остатков на счетах бюджета

1 458,5

85,2

Прирост внутреннего долга

660,2

38,6

Потери на валютном курсе

123,1

7,2

Доходы от приватизации

114,1

6,7

Бюджетные кредиты

76,0

4,4

Продажа драгметаллов

0,4

0,0

Сокращение внешнего долга

54,7

3,2

Прочие (нерасшифрованные) внутренние доходы

232,2

13,5

Неуказанные внутренние доходы

1,9

0,1

Итого реальный избыток федерального бюджета

1712,3

100

Итого, использование избытка федерального бюджета

1 712,3

100

Как использовался избыток?

Как видно из табл. 6, избыток федерального бюджета в I полугодии 2011 г. на 85% был использован для наращивания остатков на счетах правительства. Альтернативные направления использования бюджетного избытка - бюджетные кредиты и погашение внешнего долга - в сумме составили около 8% реального избытка федерального бюджета.

Об использовании прироста остатков на счетах правительства можно судить по балансу Банка России (табл. 7)[4].