Очевидно, что в I полугодии 2011 г. был необходим оперативный стратегический пересмотр расходной части федерального бюджета, но этого не произошло. Лишь 22 августа 2011 г. Минфин направил письмо главным распорядителям средств федерального бюджета, в котором говорилось, что в сентябре 2011 г. "планируется подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.". Адресатам предписывается в двухнедельный срок (до 9 сентября) "представить предложения по перераспределению бюджетных ассигнований на 2011 г." с учетом экономии запланированных расходов, а также дополнительных доходов федерального бюджета, причем не менее половины дополнительных расходов "направлять на поддержку приоритетов модернизации в сфере деятельности соответствующего главного распорядителя"[3].
Реакцию Минфина трудно назвать оперативной, не говоря уже о том, что стратегические решения должны приниматься на государственном, а не ведомственном уровне. О каких-либо результатах этой переписки на сайте Минфина пока не сообщалось. Предписание направить половину дополнительного финансирования "на поддержку приоритетов модернизации" напоминает традиционные кампании советских времен, в соответствии с последними указаниями.
В прогнозных документах Минфина и Минэкономразвития констатировалось, что сокращение бюджетных расходов будет оказывать сдерживающий эффект на темп восстановления экономики; тем не менее правительство не воспользовалось возможностью увеличить расходы бюджета и, тем самым, дать дополнительный импульс росту экономики. Не прибегая к дефицитному финансированию, можно было увеличить бюджетные расходы почти на 40%, а формируя вполне нормальный дефицит, финансируемый за счет эмиссионного ресурса, можно было увеличит расходы бюджета еще на 10- 15%. В целом, расходы бюджета могли быть увеличены в полтора раза.
Таблица 6. Использование избытка федерального бюджета в 1 полугодии 2011 г.
Избыток федерального бюджета |
Млрд руб. |
В % к итогу |
Направления использования |
Млрд руб. |
В % к итогу |
Объявленный профицит |
703,5 |
41,1 |
Прирост остатков на счетах бюджета |
1 458,5 |
85,2 |
Прирост внутреннего долга |
660,2 |
38,6 |
Потери на валютном курсе |
123,1 |
7,2 |
Доходы от приватизации |
114,1 |
6,7 |
Бюджетные кредиты |
76,0 |
4,4 |
Продажа драгметаллов |
0,4 |
0,0 |
Сокращение внешнего долга |
54,7 |
3,2 |
Прочие (нерасшифрованные) внутренние доходы |
232,2 |
13,5 |
|||
Неуказанные внутренние доходы |
1,9 |
0,1 |
|||
Итого реальный избыток федерального бюджета |
1712,3 |
100 |
Итого, использование избытка федерального бюджета |
1 712,3 |
100 |
Как использовался избыток?
Как видно из табл. 6, избыток федерального бюджета в I полугодии 2011 г. на 85% был использован для наращивания остатков на счетах правительства. Альтернативные направления использования бюджетного избытка - бюджетные кредиты и погашение внешнего долга - в сумме составили около 8% реального избытка федерального бюджета.
Об использовании прироста остатков на счетах правительства можно судить по балансу Банка России (табл. 7)[4].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.