Денежная и финансовая политика Российской Федерации в I полугодии 2011г, страница 10

В документе, представленном Минфином в августе 2011 г., "Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации", кратко упоминается о возможности регулирования ввоза капитала. В частности, там говорится: "В 2012 г. будет продолжено решение задачи по совершенствованию системы мониторинга внешнего долга банков и корпораций, в том числе с целью создания механизма оперативного влияния на их заемную политику, особенно предприятий с крупной долей государственного участия»[5].

Возможность оперативного регулирования трансграничного движения капитала признается (что, само по себе, является прогрессом), однако создание механизма такого регулирования откладывается на неопределенный срок.

Далее, в прогнозе Минэкономики предусматривается, что чистый ввоз капитала будет превышать, а не уравновешивать пассивное сальдо счета текущих операций на 5-10 млрд.долл. в 2013г. и на 9-14 млрд. долл. в 2014 г. Это значит, что за счет ввоза капитала продолжится наращивание валютных резервов, и, следовательно, ресурсы Банка России, включая эмиссионный ресурс, будут по-прежнему использоваться для покупки иностранной валюты, а не для кредитования правительства и внутренней экономики.

В прогнозе Минэкономразвития и в «Основных направлениях бюджетной политики на 2012г. и плановый период 2013-2014 гг.", представленных Минфином в августе 2011 г., прогнозируется бюджетный дефицит, который будет финансироваться главным образом за счет роста государственного долга. Ни в том, ни в другом документе не упоминается об использовании эмиссионного ресурса для финансирования дефицита (монетизации государственного долга). Поскольку монетизация обязательств правительства не предусматривается, будут нарастать процентные расходы бюджета.

В западной экономической литературе критерием безопасного уровня доходности государственного долга считается доходность обязательств правительства, не превышающая темпов роста ВВП. Как предполагается в документах Минфина, доходность по долгосрочным облигациям правительства составит в 2012-2014 гг. 7,5-8,5%, т.е. будет вдвое выше прогнозируемых темпов роста ВВП. Это значит, что долговая и процентная нагрузка на федеральный бюджет будет нарастать ускоряющимся темпом. Как предусматривается, уже в 2014 г. расходы бюджета по обслуживанию государственного долга составят около 40% дефицита федерального бюджета.

Безопасное дефицитное финансирование бюджетных расходов возможно только при условии использования эмиссионного ресурса для монетизации государственного долга, что не только снизит долговую нагрузку на бюджет, но и будет способствовать снижению доходности государственных облигаций и, следовательно, всего спектра процентных ставок.


 


 



[1] Прирост валютных резервов в I полугодии 2011 г., включая как покупку валюты ЦБ (17,7 млрд. долл.), так и прирост стабилизационных фондов (5,3 млрд.) составил 23 млрд. долл. В I полугодии 2010 г. прирост валютных резервов составил 42,6 млрд. долл., сокращение стабилизационных фондов - 27,3 млрд. Следовательно, покупка валюты ЦБ равнялась 69,9 млрд. долл.

[2] Уменьшение внутреннего долга в течение последних 10 лет было в России неактуальным.

[3] Письмо Минфина РФ от 22 августа 2011 г. № 15-03-06/209. Официальный сайт Минфина РФ.

[4] Заметим, что прирост обязательств ЦБ перед правительством за минусом стабилизационных фондов (1 495 млрд. руб. согласно балансу ЦБ) практически совпадал с приростом остатков на счетах бюджета (1 458млрд. руб. согласно данным и федерального бюджета).

[5] Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012- 2014 гг. Минфин. Август 2011, с. 44. Официальный сайт Министерства финансов РФ.