Денежная и финансовая политика Российской Федерации в I полугодии 2011г, страница 2

Как видно из этой таблицы, около половины (46%) финансирования прироста международных резервов было получено за счет сокращения внутреннего кредита ЦБ (сокращения кредита банкам и государственных облигаций в портфеле ЦБ). Немногим более четверти финансирования составил прирост количества денег высокой эффективности и примерно столько же - прирост обязательств ЦБ перед правительством.

Таблица 1 Финансирование дефицита федерального бюджета в I полугодии 2010 г.

Дефицит федерального бюджета

Млрд руб.

В % к итогу

Источники финансирования

Млрд руб.

В % к итогу

Объявленный дефицит

388,3

60,6

Прирост внутреннего долга

71,2

11,1

Потери на валютном курсе

186,7

29,1

Уменьшение остатков на счетах бюджета

399,5

62,4

Бюджетные кредиты

65,7

10,3

Доходы от приватизации

0,4

0,0

Продажа драгметаллов

4,0

0,6

Прочие источники внутреннего финансирования

32,6

5,1

Прирост внешней задолженности

130,3

20,3

Неуказанные источники финансирования

2,7

0,4

Итого, реальный дефицит

640,7

100

Итого, источники финансирования

640,7

100

Таблица 2 Источники финансирования прироста активов (по балансу Банка России) в 1 полугодии 2010 г.

Прирост активов

Млрд. руб.

В % к итогу

Источники финансирования

Млрд. руб.

В % к итогу

Международные резервы*

1 775,8

86,3

Перетасовка активов

Сокращение внутреннего кредита

943.8

45,9

Прочие активы

280,8

13,7

Прирост пассивов

Количество денег высокой эффективности

559,7

27,2

Обязательства перед правительством**

553,1

26.9

Итого

2 056,6

100

Итого

2 056,6

100

* Прирост международных резервов по балансу Банка России составил 1 069,2 млрд. руб., одновременно стабилизационные фонды сократились на 706,6 млрд. руб. Следовательно, прирост международных резервов помимо стабилизационных фондов составил 1 775,8 млрд. руб.

**Обязательства ЦБ перед правительством за минусом прироста стабилизационных фондов.

Сопоставим табл. 1 и 2. Практически весь реальный дефицит (641 млрд. руб.) мог быть профинансирован за счет прироста количества денег (560 млрд. руб.) и прироста внутреннего долга (71 млрд. руб.). При этом сокращение стабилизационных фондов было излишней посредствующей операцией. Сжатие внутреннего кредита (944 млрд. руб.), тормозившее выход из кризиса, было использовано для покупки иностранной валюты, замещавшей средства, привлеченные из-за границы (ввоз капитала), и избыток активного сальдо текущих операций над вывозом капитала.

Сложилась иррациональная ситуация: ЦБ сокращал внутренний кредит, чтобы тем самым заместить внешние кредиты. Разумнее было бы реструктурировать, но не сокращать внутренний кредит и не прибегать к новым внешним заимствованиям. По крайней мере можно было отказаться от внешних заимствований правительства и ограничить внешние заимствования корпораций, контролируемых государством. Наконец, избыточное сальдо текущих операций разумнее было бы использовать для централизованного импорта, а не для накопления резервов. Для этого нужно было расширить расходы правительства. Тогда в балансе ЦБ не было бы столь крупного прироста международных резервов и не было бы увеличения остатков на счетах правительства, аномального в условиях бюджетного дефицита.