Денежная и финансовая политика Российской Федерации в I полугодии 2011г, страница 4

В-третьих, прирост остатков на счетах правительства может использоваться для наращивания "прочих активов", т.е. оседать в форме запаса наличных в кассах ЦБ. Два последних направления (денежная рестрикция и резкий рост "прочих активов"), по сути дела, равнозначны стерилизации незапланированных доходов бюджета.

Теперь рассмотрим подробнее ситуацию, складывавшуюся в I полугодии 2011 г. Закон "О федеральном бюджете на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг." предусматривал крупный дефицит. При этом удельный вес сокращения стабилизационных фондов в сумме финансирования дефицита резко снижался. Отказ от использования стабилизационных фондов в качестве главного источника финансирования дефицита, вызвавший некоторые нарекания в СМИ, был, по нашему мнению, вполне оправданным: в условиях, когда на валютном рынке нет избыточного спроса на иностранную валюту, расширение ее предложения за счет сокращения стабилизационных фондов бессмысленно.

Дефицит должен был финансироваться главным образом (на 74%) за счет прироста внутреннего долга. Дополнительным источником финансирования дефицита должны были служить доходы от приватизации. Соответствующие данные приведены в табл. 4.

Таблица 4 Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 г. (план)

млрд. руб.

Дефицит федерального бюджета.

Источники финансирования:

Прирост внутреннего долга

Уменьшение остатков на счетах бюджета (сокращение стабилизационных фондов)

Иные источники внутреннего финансирования (включая доходы от приватизации)

Прирост внешнего долга

-1 814,0

1340,8

289,4

138,1

45,7

Итого, источники финансирования дефицита

1 814,0

Источник; Доклад Минфина "Основные направления бюджетной политики на 2011 г. и плановый период 2012-2013 гг.". Официальный сайт Минфина РФ.

Однако на деле федеральный бюджет в I полугодии 2011 г. был сведен с крупным профицитом. Тем не менее, основные источники финансирования предполагаемого дефицита - прирост внутреннего долга и приватизация - были задействованы в полной мере!!!. В результате реальный избыток федерального бюджета оказался в 2,5 раза больше объявленного профицита и составил 1,7 трлн. руб., что составляет 7% произведённого за I полугодие ВВП, или 37% (!) расходной части федерального бюджета.

Хотя доходы бюджета резко возросли против намечавшегося уровня, расходы (по сравнению с намеченным уровнем) почти не увеличились. Прогноз Минфина намечал сокращение расходов федерального бюджета в 2011 г. по сравнению с 2010 г. в реальном выражении на 4,5%, в 1 полугодии 2011 г. они снизились на 3,3% (табл. 5).

Таблица 5. Динамика расходов федерального бюджета в 2010-2011 гг., в процентах прироста

План 2010 г.

Исполнение 2010 г.

Прогноз 2011 г.

Исполнение I полугодие 2011 г.

Увеличение (+), уменьшение (-) расходов федерального бюджета в номинальном выражении, в процентах к предыдущему сопоставимому периоду

5,7

5,9

1,7

4,9

Увеличение (+), уменьшение (-) расходов федерального бюджета в реальном выражении, в процентах к предыдущему сопоставимому периоду

-3,9

-2,7

-4,5

-3,3*

* Рост потребительских цен за //полугодие 2010 г. составил 103,3%, за /полугодие 201/ г. - /05,0%. Итого за два полугодия рост потребительских цен ставил /08,5%. Уровень расходов бюджета в реальном выражении составил (104,9/108,5) -96,7, т.е. снизился по сравнению с / полугодием 20/0г. на 3,3%.