В-третьих, прирост остатков на счетах правительства может использоваться для наращивания "прочих активов", т.е. оседать в форме запаса наличных в кассах ЦБ. Два последних направления (денежная рестрикция и резкий рост "прочих активов"), по сути дела, равнозначны стерилизации незапланированных доходов бюджета.
Теперь рассмотрим подробнее ситуацию, складывавшуюся в I полугодии 2011 г. Закон "О федеральном бюджете на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг." предусматривал крупный дефицит. При этом удельный вес сокращения стабилизационных фондов в сумме финансирования дефицита резко снижался. Отказ от использования стабилизационных фондов в качестве главного источника финансирования дефицита, вызвавший некоторые нарекания в СМИ, был, по нашему мнению, вполне оправданным: в условиях, когда на валютном рынке нет избыточного спроса на иностранную валюту, расширение ее предложения за счет сокращения стабилизационных фондов бессмысленно.
Дефицит должен был финансироваться главным образом (на 74%) за счет прироста внутреннего долга. Дополнительным источником финансирования дефицита должны были служить доходы от приватизации. Соответствующие данные приведены в табл. 4.
Таблица 4 Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 г. (план)
млрд. руб. |
|
Дефицит федерального бюджета. Источники финансирования: Прирост внутреннего долга Уменьшение остатков на счетах бюджета (сокращение стабилизационных фондов) Иные источники внутреннего финансирования (включая доходы от приватизации) Прирост внешнего долга |
-1 814,0 1340,8 289,4 138,1 45,7 |
Итого, источники финансирования дефицита |
1 814,0 |
Источник; Доклад Минфина "Основные направления бюджетной политики на 2011 г. и плановый период 2012-2013 гг.". Официальный сайт Минфина РФ.
Однако на деле федеральный бюджет в I полугодии 2011 г. был сведен с крупным профицитом. Тем не менее, основные источники финансирования предполагаемого дефицита - прирост внутреннего долга и приватизация - были задействованы в полной мере!!!. В результате реальный избыток федерального бюджета оказался в 2,5 раза больше объявленного профицита и составил 1,7 трлн. руб., что составляет 7% произведённого за I полугодие ВВП, или 37% (!) расходной части федерального бюджета.
Хотя доходы бюджета резко возросли против намечавшегося уровня, расходы (по сравнению с намеченным уровнем) почти не увеличились. Прогноз Минфина намечал сокращение расходов федерального бюджета в 2011 г. по сравнению с 2010 г. в реальном выражении на 4,5%, в 1 полугодии 2011 г. они снизились на 3,3% (табл. 5).
Таблица 5. Динамика расходов федерального бюджета в 2010-2011 гг., в процентах прироста
План 2010 г. |
Исполнение 2010 г. |
Прогноз 2011 г. |
Исполнение I полугодие 2011 г. |
|
Увеличение (+), уменьшение (-) расходов федерального бюджета в номинальном выражении, в процентах к предыдущему сопоставимому периоду |
5,7 |
5,9 |
1,7 |
4,9 |
Увеличение (+), уменьшение (-) расходов федерального бюджета в реальном выражении, в процентах к предыдущему сопоставимому периоду |
-3,9 |
-2,7 |
-4,5 |
-3,3* |
* Рост потребительских цен за //полугодие 2010 г. составил 103,3%, за /полугодие 201/ г. - /05,0%. Итого за два полугодия рост потребительских цен ставил /08,5%. Уровень расходов бюджета в реальном выражении составил (104,9/108,5) -96,7, т.е. снизился по сравнению с / полугодием 20/0г. на 3,3%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.