· Стохастические фракталы. Эти фракталы получаются в том случае, если в итерационном процессе случайным образом менять какие-либо его параметры. В качестве примера можно рассмотреть рекурсивную функцию изображения дерева, приведенную в учебном пособии «Компьютерная графика».
· Системы итерируемых функций. Фрактал строится как множество, инвариантное относительно некоторых отображений плоскости в себя. Этот вид фракталов рассматривается в следующем параграфе.
Свойства размерности Хаусдорфа-Безиковича
· Если является открытым подмножеством, то .
· Если - непрерывно-дифференцируемое отображение открытого подмножества , в каждой точке которого ранг матрицы Якоби равен , то его образ имеет размерность Здесь обозначают компоненты отображения , в том смысле, что для всех верно равенство В частности, гладкие кривые имеют размерность 1, гладкие поверхности имеют размерность 2.
· Монотонность. Если , то
· Размерность счетного объединения. Если - подмножества евклидова пространства, то .
· Для любого счетного множества размерность равна нулю.
· Пусть и удовлетворяют условию Гельдера , при Тогда
· Отображение называется липшицевым, если для некоторого числа имеет место неравенство при всех Если сверх того, существует число такое, что для всех справедливы неравенства
то называется би-липшицевым. Для липшицевых отображений верно неравенство а для би-липшицевых – равенство
Отображение метрического пространства в метрическое пространство называется подобием, если существует число такое, что для всех имеет место равенство Число называется коэффициентом подобия.
Если - биекция и подобие, то метрические пространства и называют подобными.
Самоподобные множества. Пусть - подмножество евклидова пространства. Будем рассматривать его как метрическое пространство с метрикой при и Ограниченное подмножество евклидова пространства называется самоподобным, если является объединением конечного числа попарно непересекающихся подмножеств, каждое из которых подобно .
Пример 7. Ковер Серпинского. Разобъем единичный квадрат на 9 частей, как это показано на рис. 5 и удалим квадрат, расположенный в центре. Затем эту процедуру применим к каждому из оставшихся восьми квадратов, получим 64 квадрата, к которым вновь применим эту процедуру и т.д. Приведем текст программы для вывода на экран фигуры, полученной через несколько шагов.
// ковер Серпинского, cover.cpp
#include <graphics.h>
#include <conio.h>
float xmin = -0.5, xmax = 1.5, ymin = -0.5, ymax = 1.5;
int ex(float x)
{
return (int)((x-xmin)/(xmax-xmin)*(getmaxx()+1));
}
int ey(float y)
{
return (int)((ymax-y)/(ymax-ymin)*(getmaxx()+1));
}
void square (float x0, float y0, float a, int color)
{
setfillstyle(SOLID_FILL, color);
bar(ex(x0), ey(y0+a), ex(x0+a), ey(y0));
}
void cover(float x0, float y0, float a, int M, int color)
{
int i,j;
if (M>0)
{
for(i=0;i<3;i++)
for(j=0;j<3;j++)
{
if (!(i==1&&j==1))
cover(x0+i*a/3, y0+j*a/3, a/3, M-1, color);
}
} else square (x0, y0, a, color);
}
main()
{
int gd=DETECT, gm;
initgraph(&gd, &gm, “C:\\PROGRAMM\\BC31\\BGI”);
setfillstyle(SOLID_FILL, WHITE);
bar(0, 0, getmaxx(), getmaxy());
square(0, 0, 1, BLACK);
// setcolor(BLACK);
cover(0, 0, 1, 4, LIGHTGREEN);
getch();
closegraph();
return 0;
}
В результате работы программы будет выведена фигура, полученная через четыре шага.
После бесконечного числа шагов в пределе получится множество, состоящее из восьми подмножеств, содержащихся в квадратах, полученных после первого шага построения. Каждое из них будет подобно всему множеству с коэффициентом подобия 1/3, и они попарно не пересекаются.
Ящичная размерность. Для самоподобных множеств размерность Хаусдорфа-Безиковича равна ящичной размерности (box-counting dimension) , которая определяется следующим образом:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.