22.03.2013
Культура и регуляция человеческого поведения.
1. Образцы поведения, обычаи и нормы.
2. Понятия и сущность ценности.
Литература.
1. Плаханов В. Д., Норма и отклонения в обществе. СПб., 2011.
2. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 2003.
3. Инглхарт Р., Вельцель К, Модернизация, культурные изменения и демократия. М., 2011.
4. Лукьянов Вячеслав Георгиевич, Лялин В. С., Урсу И. С., Социология. СПб., 2010.
Поведение людей, в отличие от животных не определяется исключительно инстинктом.
Социокультурная среда программирует поведение человека.
Культура – это карта поведения человека с утра до вечера, от рождения и до смерти.
В фундаменте морали, религии и других сфер культуры находятся основные регуляторы человеческого поведения (1,2 вопрос лекции).
Образцы поведения – это определенные схемы поведения в конкретных жизненных ситуациях, типичные для данной культуры.
1. Принимаются добровольно и часто не осознаются носителями культуры.
2. Могут быть положительными или отрицательными.
3. Многие образцы поведения формализуются и имеют четкие предписания – воинский устав, дипломатический этикет и др.
Обычаи.
Обычаи – это определённый стереотип поведения, превратившийся в привычку и передающий из поколения в поколения накопленный социальный опыт.
1. К обычаям относят формы жизненного уклада, формы поведения, воспитания, правила гигиены и др.
2. Обычаи формируется в разных сферах жизни человека и со временем изменяются.
3. В качестве основного регулятора поведения О. выступают в архаическом обществе.
Нормы.
Это общепринятые правила поведения устанавливающие его допустимые границы и являющиеся условием принадлежности индивида группе.
1. Нормы функционируют на 2 уровнях:
· Эмоциональном (в форме обычая);
· Рациональном (что предполагает сознательную оценку и выбор варианта поведения).
2. Нормы складываются в нормативные системы. Чем сложнее общество, тем более дифференцированной является его нормативная система.
3. В процессе быстрых и глубоких социальных изменений нормативные системы теряют стабильность, разрушаются, и утрачивают свою регулятивную функцию. Возникает аномия.
Классификация норм.
Основание классификации Типы норм
1. Специфика субъекта нормотворчества |
Нормы общечеловеческие, конкретного общества, групповые, меж индивидуального общения |
2. Специфика объекта нормирования |
Нормы, действующие в области определенных видов отношений: экономические, политические, нравственные правовые и тд. |
3. Роль норм в жизнедеятельности индивида |
Обязывающие/Побуждающие |
4. Нравы социальной общности |
Реальные нормы/Идеальные нормы |
Ценности населения России 2002 год:
1. Семья
2. Порядок
3. Общение
4. Свобода
5. Независимость
6. Благополучие
7. Нравственность
Определение ценности
Ценность – личностно окрашенное отношение к миру, возникающее у человека на основе собственного жизненного опыта и связанное с определённым материальным или идеальным объектом носителем ценности.
1. Ценности возникают у человека как ответ на вопрос: к чему следует стремиться и чего следует избегать.
2. Во всякое зрелой культуре существуют механизмы внедрения одних ценностей и отторжения других.
3. Главная функция ценностей – создание упорядоченной и осмысленной картины мира.
4. Ценности принимаются добровольно и связаны со свободным выбором индивида.
Ценности индивиду необходимы для поддержания душевного равновесия. Потеря ценностей воспринимается как утрата смысла жизни.
Различаются три формы существования ценностей, переходящих одна в другую:
1. Общественные идеалы, выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем как обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни.
2. Предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей.
Классификация ценностей.
Основание классификации |
Типы ценностей |
1. Специфика «S» ценностного отношения |
Ценности индивидуальные, групповые, классовые, конкретного общества, общечеловеческие |
2. Специфика «О» ценностного отношения |
Ценности экономические, нравственные, художественные, религиозные, политические, правовые и др. |
3. Роль ценностей в жизнедеятельности индивида |
· Смысло-жизненные (добро-зло); · Витальные (жизнь, здоровье); · Терминальные (дружба, семья, любовь и др.); · Инструментальные (трудолюбие и др.). |
4. Роль ценностей в жизнедеятельности общества |
Интегрирующее обществ; дифференцирующее общество; двойственные. |
Выводы:
1. Кульутра осуществляет регуляцию поведения человека посредством формирования и внедрения образцов поведения, обычаев, норм и ценностей.
2. Нормативно-ценностые системы регулируют поведение людей в рамках определенных социальных институтов
3. Нормативно – ценностные системы делают понятным и предсказуемым поведение других, делают возможным взаимное приспособление индивидов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.