Культура и регуляция человеческого поведения, страница 6

Секуляризация и будущее религии

Секуляризация – процесс освобождения определенных сфер общества и культуры от господства религиозных институтов и символов.

Сакрализация – процесс придание власти ценностям, территории связанного со священным.

Формы секуляризации:

1.  Социокультурная. По сравнению со средними веками религия утратила свою доминирующую роль.

2.  Секуляризация сознания. Значительно уменьшилась роль религии как путеводителя человека.

Причины секуляризации:

1.  Развитие науки.

2.  Развитие государства.

3.  Развитие капитализма.

4.  Развитие других институтов.

Последствия секуляризации:

1.  Ценности секулярного человека десакрализованы.

2.  Происходит релятивизация ценностей.

3.  Человек зачастую теряет свой духовный центр, он не знает на что ориентироваться.

4.  Отсутствие  духовного центра приводит к «ценностной слепоте».

5.  «Духовная слепота» ведет к подмене духовности ее суррогатами.

Основные секуляризации:

1.  Как утрата священного (П. Бергер).

2.  Как вытеснение религии наукой (О’Ди).

3.  Как эволюция религии и ее видоизменение в ходе социальных перемен.

Выводы:

1.  В качестве социального института религии все в меньшей степени будет оказывать прямое влияние на жизнь общества. Однако она не разрушается, а видоизменяется способ ее взаимодействия.

2.  Религия сохраняет свое значение как источник духовности и морали.

3.  В результате упадка традиционной религиозности возникает «религиозный вакуум», которой ведет либо к возврату примитивных форм религии, либо к появлению «заменителей религии».

4.  Пока советская культура не ответит так же доступно и эффективно на смысложизненные проблемы, интимно переживаемые каждым, для многих вера в Бога останется символом и основной надежды на торжество добра, на приобщенность к вечным истинам бытия.

Социология искусства (СИ).

1.  Искусство – объект междисциплинарного знания.

2.  Предыстория СИ.

3.  Основные парадигмы, предмет, структура и функции СИ.

Литература.

·  Дуков Е. В. И др. введение в социологию искусства. СПб., 2001.

·  Магидович М. Л. Социология искусства. Учебное пособие. – СПб., 2006.

·  Социология искусства.  СПб. 2005.

·  Социология искусства: хрестоматия / отв. Ред.: В. С. Жидков, Т. А. Клявина. М., 2010.

2 смысла термина искусство:

1.  Обозначение высокой степени мастерства в какой-либо сфере деятельности.

2.  Область творческой деятельности по созданию художественных произведений.

Искусство это:

·  Специфический способ духовного освоения мира человеком;

·  Форма идеалогии и социальной психологии;

·  Способ опредмечивания творческих способностей человека;

·  Способ конструирования идеалов;

·  Игра воображения;

·  Язык общения людей.

Искусство – компонент  духовной культуры, способ духовного освоения мира человеком, формирующий и развивающий способность творчески преобразовывать  окружающий мир и самого себя.

В. В. Бычков. Парадигмы художественного освоения социальной реальности:

1. Миметизм (воспроизведение).

2. Идеализация (идеализация героев)

3. Символизация (символы, средневековье)

4. Абстрактность.

5. Реди-мейдс (готовые вещи)

6. Конструирование на основе коллажа-монтажа

7. Выход искусства за рамки традиционного искусства.

Искусство – это объект междисциплинарного знания.

Искусство: психология искусства, эстетика, культурология искусства, аксиология искусства, гносеология искусства, искусствознание, социология искусства.

Социология искусства – это наука, изучающая разнообразные формы взаимодействия искусства и общества, проблемы социального функционирования искусства.

Искусствовед: Иоганн Винкельман (1717-1768)

Два принцыпа СИ:

1.  Историзм: искусство зависит от конкретно исторической среды.