Культура и регуляция человеческого поведения, страница 2

4.  Благодаря регуляторам поведения в обществе происходит сохранение и трансляция от поколения к поколению накопленного социального опыта.

29.03.13

Творчество как социокультурный феномен.

1.  Творчество как объект междисциплинарного исследования.

2.  Понятие и виды творчества.

3.  Уровни развития творческих способностей личности.

4.  Социокультурные и природные основания творчества.

Литература:

1.  Гилинский Я. И. Творчесто: норма или токлонение? Социс. 1990 #2.

2.  Гончаренко В. Н. Гений в искусстве и науке, М., 1991

3.  Дилтс Р. Стратегии гениев. Т. 1-2. М., 1998.

4.  Эфроимпсон В. П.  Загадка гениальности. М., 1991.

Творчество природы – метафора или реальность.

Творчество – необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества (философия).

Человеческий мозг рассматривается как сложная система, работа которой представляет собой прием и обработку информации (кибернетика).

Г. Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества: подготовка, созревания, озарение, проверка (психология).

Социология рассматривает творчество в контекста социальных отношений.

Творчество как девиация

Новое – это всегда отклонение

Отклонение может быть как положительным, так и негативным.

Творчество – духовно – практическая деятельность человека, в процессе которой создаются новые материальные и духовные ценности, а так же происходит самореализация личности в жизнетворчестве.

Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, которые оказывают влияние на развитие науки, искусства или культуры в целом.

Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества является новым для человека, его впервые создавшего.

Творчество это всегда деятельность в контексте социальных отношений.

Социальное творчество осуществляется через деятельность людей, через индивидуальные творческие акты.

Творчество объективно обладает способностью сплачивать людей, объединять их в процессе достижения высоких, социально значимых целей.

В настоящее время творчество начинает рассматриваться уже не как процесс ми даже не как деятельность, но как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношений с миром.

Создавать – значит нарушать существующее положение вещей. Общество, среда всегда противодействует такому нарушению.

Виды творчества

Основы классификации

Виды творчества

1. Специфика субъекта

Индивидуальное и коллективное; народное и профессиональное

2. Специфика объекта

Творчество, связанное с познанием и преобразованием природной среды; Т., связанное с познанием и преобразованием социокультурной среды;

Т., связанное с самопознанием, самовоспитанием человека, его жизнетворчество.

3. Вид деятельности

Студент, организатор, пианист и т.д.

4. Соотношения в творчестве продуктивного и репродуктивного начал.

Продуктивное; репродуктивное; смешанный вид.

Социальное творчество – творчество, направленное, прежде всего, на создание качественное новых форм социальных отношений и общественного бытия.

Социокультурное творчество – формирование новых знаний, ценностей, норм, образцов и др., регулирующих жизнедеятельность человека.

Профессиональное творчество – связано с определенное профессией, т.е. со специальными знаниями, умениями, навыками, приобретенными в процессе обучения.

Жизнетворчество – можно определить как личностно-ориентированную практику развития и коррекции отношений с миром.

Можно ли любого человека назвать «творцом»?

·  Продуктивно-репродуктивный уровень;

·   

·  Импровизаторский уровень;

·  Креативный уровень;