4. Благодаря регуляторам поведения в обществе происходит сохранение и трансляция от поколения к поколению накопленного социального опыта.
29.03.13
Творчество как социокультурный феномен.
1. Творчество как объект междисциплинарного исследования.
2. Понятие и виды творчества.
3. Уровни развития творческих способностей личности.
4. Социокультурные и природные основания творчества.
Литература:
1. Гилинский Я. И. Творчесто: норма или токлонение? Социс. 1990 #2.
2. Гончаренко В. Н. Гений в искусстве и науке, М., 1991
3. Дилтс Р. Стратегии гениев. Т. 1-2. М., 1998.
4. Эфроимпсон В. П. Загадка гениальности. М., 1991.
Творчество природы – метафора или реальность.
Творчество – необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества (философия).
Человеческий мозг рассматривается как сложная система, работа которой представляет собой прием и обработку информации (кибернетика).
Г. Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества: подготовка, созревания, озарение, проверка (психология).
Социология рассматривает творчество в контекста социальных отношений.
Творчество как девиация
Новое – это всегда отклонение
Отклонение может быть как положительным, так и негативным.
Творчество – духовно – практическая деятельность человека, в процессе которой создаются новые материальные и духовные ценности, а так же происходит самореализация личности в жизнетворчестве.
Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, которые оказывают влияние на развитие науки, искусства или культуры в целом.
Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества является новым для человека, его впервые создавшего.
Творчество это всегда деятельность в контексте социальных отношений.
Социальное творчество осуществляется через деятельность людей, через индивидуальные творческие акты.
Творчество объективно обладает способностью сплачивать людей, объединять их в процессе достижения высоких, социально значимых целей.
В настоящее время творчество начинает рассматриваться уже не как процесс ми даже не как деятельность, но как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношений с миром.
Создавать – значит нарушать существующее положение вещей. Общество, среда всегда противодействует такому нарушению.
Виды творчества
Основы классификации |
Виды творчества |
1. Специфика субъекта |
Индивидуальное и коллективное; народное и профессиональное |
2. Специфика объекта |
Творчество, связанное с познанием и преобразованием природной среды; Т., связанное с познанием и преобразованием социокультурной среды; Т., связанное с самопознанием, самовоспитанием человека, его жизнетворчество. |
3. Вид деятельности |
Студент, организатор, пианист и т.д. |
4. Соотношения в творчестве продуктивного и репродуктивного начал. |
Продуктивное; репродуктивное; смешанный вид. |
Социальное творчество – творчество, направленное, прежде всего, на создание качественное новых форм социальных отношений и общественного бытия.
Социокультурное творчество – формирование новых знаний, ценностей, норм, образцов и др., регулирующих жизнедеятельность человека.
Профессиональное творчество – связано с определенное профессией, т.е. со специальными знаниями, умениями, навыками, приобретенными в процессе обучения.
Жизнетворчество – можно определить как личностно-ориентированную практику развития и коррекции отношений с миром.
Можно ли любого человека назвать «творцом»?
· Продуктивно-репродуктивный уровень;
·
· Импровизаторский уровень;
· Креативный уровень;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.