Культура и регуляция человеческого поведения, страница 7

2.  Социологизм: искусство зависит от общественных процессов.

Европейская традиция СИ изучает искусство со стороны уникальных особеностей на теоретическом уровне.

Американская традиция СИ рассматривает искусство в общем ряду с  другими культурными феноменами на уровне эмпирических исследований.

Основные парадигмы СИ

Социологический редукционизм (У. Моррис и Г. Бокль)

Институциональный подход (Шарль Лало)

Эмпирико-социологический подход (М. Жабский, )

Особенности социологии искусства

Главным для СИ является:

1.  Осознание существования определенной корреляции между состоянием общества и искусством.

2.  Разработка методики социологического исследования, которая позволяет выразить степень этой корреляции в строго очерченных понятиях

СИ призвана выработать понятия, с помощью которых можно исследовать художественную жизнь общества.

СИ опирается на принцип системности, то есть рассматривает художественную жизнь как один из элементов общественной жизни.

СИ опирается на принцип объективности.

Опора на междисциплинарный подход к искусству.

Статус СИ

Существуют разные подходы к определению места СИ в системе наук:

1.  СИ – это раздел искусствознания, эстетики, социологии, культурологии.

2.  СИ – это самостоятельная сфера научного знания, занимающая пограничное положение в системе наук об искусстве.

3.  СИ – междисциплинарное знание об искусстве.

Структура СИ

СИ – многомерное знание. Условно можно ваыделить следующие его измерения.

1.  Основание выделения – специфика предмета исследования. Социология литературы, музыки, кино, театра, изобразительных искусств.

2.  Уровень изучения предмета. Микроуровень, средний уровень, макроуровень.

3.  Уровень получаемого знания. Эмпирический, теоретический.

Предмет СИ – восприятие и потребление в искусстве.

Предмет СИ – вся система взаимоотношений искусства и общества.

Методология СИ

Особенностью методологии СИ является осознание существования сложного механизма опосредствования связей искусства и общества.

Выводы:

1.  В 20 веке искусство стало предметом междисциплинарного знания.

2.  Являясь отраслью социологии, СИ сегодня представляет как сложная система знания разного уровня обобщения.

3.  СИ призвана изучать: генезис искусства как соц явления, его место в обществе и его соц функции, его взаимосвязь с другими общ явлениями, присуще ему как соц явлению внутренние взаимосвязи.

4.  СИ, имея собственный предмет, может успешно развиваться лишь во взаимодействии с другими науками, изучающими искусство.

19.03.13

Понятие «художественная культура».

Это совокупность художественных ценностей, а так же исторически определённая система их воспроизводства и функционирования в обществе.

Искусство является ядром художественной культуры.

Основными аспектами рассмотрения ХК являются: исторический, гуманистический, семиотический, социологический, аксиологический, нормативный, структурно-функциональный.

ХК представляет собой единство общего, особенного, единичного. (общества, группы, личности).

ХК социальна по своему происхождению, структуре, способам и формам функционирования.

В КХ постепенно происходит все более явное разграничение деятельности и ее субъектов по признаку разделения труда.

ХК имеет трехмерное строение: морфологическое измерение, духовно-содержательное, институциональное измерение.

Основные функции ХК: переработка всей общественно значимой информации в информацию художественную; функция сохранения и трансляции художественных ценностей.

Художественная жизнь общества

ХЖО – конкретно историческое бытие Х.К., основу которого составляют процессы создания, хранения, распространения и освоения художественных ценностей и норм, а иак де соотв. отношения и соц. институты.

Структура ХЖО:

1.  Художественная деятельность.