Культура и регуляция человеческого поведения, страница 5

Особенности современной ситуации.

1.  Омоложение религиозной части нашего общества.

2.  Чем выше образования респондентов тем более они склонны связывать интерес к религии со стремлением к нравственному идеалу.

3.  Невелика религиозная активность населения.

Зачем россияне приходят в храм? 2012.

Воцерковленность – добровольное признание человеком влияния Церкви через усвоение установленного в ней образа жизни и образа мыслей.

4.  Религиозность скорее дань моде, а не образ жизни.

5.  Вера в Христа сопровождается в суевериями.

6.  Происходит процесс индивидуализации веры, рост веры в сверхъестественные силы, а не в Бога.

Выводы:

1.  Религия в «секулярный век» занимает важное место в мире. Происходит рост уровня религиозности, при этом уровень религиозности населения обычно обратно пропорционален благосостоянию страны.

2.  Количество верующих в России постоянно растет и одновременно увеличивается так же количество воцерковленных людей.

3.  Процесс возвращения к религии в России происходит в ситуации, когда несколько поколения людей не имели связей с религиозными институтами, а в обыденным сознании преобладает стихийно – материалистическая составляющая.

4.  Социальный институт религии в современном России переживает период глобальной трансформации, пытаясь найти свое место в обществе и в жизни отдельного человека.

Лекция 12 апреля 2013.

1.   

2.  Теоретический уровень. Учение о Боге, мире, обществе и человеке. Трактовка экономики, культуры права, Морали, осн на религии.

Эти два уровня соединяет религиозная вера. Это вера:

·  В реальное существование объекта веры

·  В возможность общения с этими существами и получения от них помощи

·  В реальность определенных событий и причастность к ним.

Б) Религиозная деятельность.

·  Религиозное сознание проявляется в религиозной деятельности.

·  Различаются нерелигиозная и религиозная деятельность верующих индивидов.

·  Культовая деятельность (культ – форма деятельности; форма религиозной организации) и Внекультовая (сочинение богословский произведений; преподавание).

В) Религиозные отношения.

·  Вид отношений в духовной сфере.

·  Внекультовые и культовые отношения.

Г) Религиозные организации.

·  Религиозная организация – организация, выполняющая в обществе функции посредника в общении с сакральным.

1 тип – церковь (позитивные отношения с обществом). Признаки: принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией; отсутствует постоянное и строго контролируемое членство; деление на священство и мирян; наличие бюрократической организации.

2 тип – секта. Главные признаки: постоянно и строго контролируемое членство; стремление отгородиться от других религиозных объединений; убеждение в «избранничестве Божьем»; отсутствие деления на священнослужителей и мирян; тяготение к руководителю харизматического типа. Понятия «церковь» и «секта» представляют собой некие «идеальные типы» разных моделей р.о.

Классификация сект. Харизматические, авторитарные, иерархические, теократические экстатические.

Г. Беккер выделил такую форму организации как культ.

3 тип – культ. Признаки: основатель и руководитель такой организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или сверхъестественной силой; харизматический культ, как правило, малочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.

4 тип – деноминация. Это организация является промежуточным звеном между сектой и церковью. Признаки: оппозиция к церкви и к секте; «избранность» членов; признает возможность возрождения для всякого верующего; строгий контроль членства.

Многие деноминации начинали свое существование как секты.