Культура и регуляция человеческого поведения, страница 4

1.  МП возникает из первобытного синкретического комплекса и существует наряду с другими мирами человеческого опыта.

2.  Социальные взаимодействия в МП опираются на механизмы повседневной типизации и интерпретации поведения людей, их высказывание и др.

3.  Культурный фон – фундаментальный и часто не замечаемый контекст восприятия высказываний и поведения людей.

4.  Фоновые, речевые и неречевые практики – это непрерывный потом взаимообмена между людьми, в ходе которого люди, извлекая смыслы, интерпретируют намерения друг друга, подтверждают или опровергают взаимные ожидания.

05.04.13. Социология религии.

1. Религия в современном мире и ее социологическое изучение.

2. Место и роль религии в современной России.

Литература:

1.  Гараджа В. И. Социология религии. М., 2007.

2.  Синелина Ю. Ю. Изменение религиозности населения России: православные и мусульмане. Суеверное поведение россиян. М., 2006.

3.  Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

Религия – система верований и ритуалов, с помощью которых социальная группа объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.

Термин «священное» (Дюркгейм) имеет два смысла:

1.  Отделенное, заповедное.

2.  Проклятое, анормальное.

Выживаемость религиозных общин напрямую зависит от строгости устава.

1.  К росту религиозности ведет кризисная социальная ситуация.

2.  Обнаружена некоторая связать между уровнем неравенства и религиозностью.

3.  Рост религиозности является ответом на глобализацию

4.  Возвращение религиозных организаций в общественную и политическую жизнь.

Основные тенденции религиозности в мире:

1.  Чем ниже образованность или доход человека, тем выше его религиозность.

2.  Женщины более религиозны.

3.  Рост религиозности наблюдается с увеличением возраста.

4.  Существует тесная взаимосвязь между религиозностью страны и степенью развития ее экономики.

В первые десятилетия 20 века произошла дифференциация религиоведения.

Два уровня социологии религии (СР):

1.  Эмпирический. Изучение уровня, степени и характера религиозности.

2.  Теоретический. СР изучается как социальный институт, изучаются особенности его возникновения и развития.

Динамика религиозности населения России в 20 веке.

Перепись населения 1897 г. примерно 100% религиозных.

Перепись 1937 года СССР: уровень религиозности около 50% (55 % уклонились от ответа).

60-80 года примерно 20%.

1988 года примерно 10%.

Рост религиозности в 90-е года.

1990 примерно 27%.

1993 примерно 39%.

С сер. 1990 гг. примерно 65-70%.

Место и роль религии в современной России

Объективные критерии:

1.  Качественные

·  Религиозные организации отделены от государства, но нет общества;

·  Р.О. получили статус и права юридического лица.

·  Р.О. наделены правом собственности.

·  Р.О. получили права вести религиозную пропаганду.

2.  Количественные

·  Приходы: 1917 (78 тыс); 1985 (6800); 2000 (19000); 2013 (33489)

·  Монастыри: более 1000; 18; 480;732

·  Семинарии: 57, 3, 26, 37

Субъективные критерии:

Религиозность – социальное качество индивида и группы, которое выражается в совокупности их религиозных признаков (сознания, поведения и включенности в религиозные отношения).

Уровень религиозности (соотношение религиозного и нерелигиозного населения).

Степень религиозности – уровень интенсивности религиозных признаков индивида и группы. Главное – учет степени интенсивности религиозных свойств.

Типы религиозных и нерелигиозных индивидов.

1.  Активно верующие.

2.  Умеренные. Не регулярное посещение. Активной роли не играют.

3.  Колеблющиеся.

4.  Индифферентные.

5.  Атеисты.

Характер религиозности выявляет специфику и отличие религиозности опр. социальных групп.