1. МП возникает из первобытного синкретического комплекса и существует наряду с другими мирами человеческого опыта.
2. Социальные взаимодействия в МП опираются на механизмы повседневной типизации и интерпретации поведения людей, их высказывание и др.
3. Культурный фон – фундаментальный и часто не замечаемый контекст восприятия высказываний и поведения людей.
4. Фоновые, речевые и неречевые практики – это непрерывный потом взаимообмена между людьми, в ходе которого люди, извлекая смыслы, интерпретируют намерения друг друга, подтверждают или опровергают взаимные ожидания.
05.04.13. Социология религии.
1. Религия в современном мире и ее социологическое изучение.
2. Место и роль религии в современной России.
Литература:
1. Гараджа В. И. Социология религии. М., 2007.
2. Синелина Ю. Ю. Изменение религиозности населения России: православные и мусульмане. Суеверное поведение россиян. М., 2006.
3. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.
Религия – система верований и ритуалов, с помощью которых социальная группа объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.
Термин «священное» (Дюркгейм) имеет два смысла:
1. Отделенное, заповедное.
2. Проклятое, анормальное.
Выживаемость религиозных общин напрямую зависит от строгости устава.
1. К росту религиозности ведет кризисная социальная ситуация.
2. Обнаружена некоторая связать между уровнем неравенства и религиозностью.
3. Рост религиозности является ответом на глобализацию
4. Возвращение религиозных организаций в общественную и политическую жизнь.
Основные тенденции религиозности в мире:
1. Чем ниже образованность или доход человека, тем выше его религиозность.
2. Женщины более религиозны.
3. Рост религиозности наблюдается с увеличением возраста.
4. Существует тесная взаимосвязь между религиозностью страны и степенью развития ее экономики.
В первые десятилетия 20 века произошла дифференциация религиоведения.
Два уровня социологии религии (СР):
1. Эмпирический. Изучение уровня, степени и характера религиозности.
2. Теоретический. СР изучается как социальный институт, изучаются особенности его возникновения и развития.
Динамика религиозности населения России в 20 веке.
Перепись населения 1897 г. примерно 100% религиозных.
Перепись 1937 года СССР: уровень религиозности около 50% (55 % уклонились от ответа).
60-80 года примерно 20%.
1988 года примерно 10%.
Рост религиозности в 90-е года.
1990 примерно 27%.
1993 примерно 39%.
С сер. 1990 гг. примерно 65-70%.
Место и роль религии в современной России
Объективные критерии:
1. Качественные
· Религиозные организации отделены от государства, но нет общества;
· Р.О. получили статус и права юридического лица.
· Р.О. наделены правом собственности.
· Р.О. получили права вести религиозную пропаганду.
2. Количественные
· Приходы: 1917 (78 тыс); 1985 (6800); 2000 (19000); 2013 (33489)
· Монастыри: более 1000; 18; 480;732
· Семинарии: 57, 3, 26, 37
Субъективные критерии:
Религиозность – социальное качество индивида и группы, которое выражается в совокупности их религиозных признаков (сознания, поведения и включенности в религиозные отношения).
Уровень религиозности (соотношение религиозного и нерелигиозного населения).
Степень религиозности – уровень интенсивности религиозных признаков индивида и группы. Главное – учет степени интенсивности религиозных свойств.
Типы религиозных и нерелигиозных индивидов.
1. Активно верующие.
2. Умеренные. Не регулярное посещение. Активной роли не играют.
3. Колеблющиеся.
4. Индифферентные.
5. Атеисты.
Характер религиозности выявляет специфику и отличие религиозности опр. социальных групп.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.