Культура и регуляция человеческого поведения, страница 8

2.  Художественное сознание общества.

3.  Отношения между индивидуальными и коллективными субъектами.

Основные компоненты и институты ХЖО:

Создатели ХК, продукты ХК, институты создания и тиражирования продуктов ХК, институты сохранения и распространения продуктов ХК, институты а так же каналы муз. образования, потребители продуктов ХК.

Различаются две группы институтов ХЖО:

1.  Специализированные.

2.  Неспециализированные.

Существует дифференциация художественной жизни на ряд субкультурных образований.  

Методологическое введение.

А) Духовный мир личности, ее духовные потенциалы – познавательный, созидательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный.

Б) Социальные роли личности – производственная, общественная, семейная и досуговая.

Типы личности:

1.  Несформировавшиеся. Пока недостаточно сформированы все 4 духовных потенциала, и одновременно представители этой группы плохо выполняют свои социальные роли.

2.  Эклектично развитые. Те, у кого сформированы лишь отдельные духовные потенциалы и кто стремиться успешно выполнять только отдельные социальные роли.

3.  Односторонне развиты. С развитыми 3 – 4 духовными потенциалами, но прохо выполняющие свои социальные роли; стремящиеся успешно выполнять свои социальные роли, но с несформированными духовными потенциалами.

4.  Разносторонне развитые. Отличаются 3 – 4 сформированными духовными потенциалами и успешным выполнением социальных ролей.

Перемены в духовной жизни населения России: 1981 – 1999 гг. (в %). Город

Несформировавшиеся 1981 – 13, 1999 – 9.

54, 61.

22, 20.

11, 10.

Основные тенденции

1.  Сократилось число совсем несформировавшихся, становиться больше людей 2 типа.

2.  Величина 2 и 3 типов осталось фактически прежней.

3.  Самым неразвитым становиться созидательный потенциал.

4.  Сильно помолодели 1 и 2 типы, а 4 и 4 – постарели.

Искусство и духовное развитие личности

1.  Чем духовно более развиты люди, тем чаще они относят искусство к числу наиболее привлекательных видов досуга.

2.  С уровнем духовного развития связан так же и охват видом искусства.   

3.  Чем значительнее духовный потенциал людей, тем чаще они читают книги об искусстве и занимаются художественным творчеством.

4.  Особенности общения населения с искусством. Произошло резкое снижение роли ТВ в приобщении населения к искусству; произошло резкое падение уровня художественного вкуса населения (36-14); происходит коммерциализация сферы искусства; активизировались люди сравнительно мало развитые, тяготеющие к искусству невысокого уровня; огромная часть населения остается вообще вне искусства и находится на крайне низком уровне духовного развития.

Типология публики

Группа потребителей опирающихся на обыденный тип восприятия. Он опирается на понимание первого миметического  уровня значений произведения искусства.

Потребитель не подлинный, вторичный. Нет внутренней потребности, но есть возможность сформировать такую потребность.

Эстетически ориентированная публика. Потребность в общении с искусством является важнейшей духовной потребностью. 

Выводы:

1.  Понятие «искусство», «художественная жизнь» общества взаимосвязаны, но не являются тождественными.

2.  Существует корреляция между духовным уровнем развития личности, с одной стороны и охватом видов искусства – с другой.

3.  Падение уровня художественного вкуса показывает, что ослабевает развивающая роль искусства и усиливается развлекательно-релаксационная. Искусство продолжает широко проникать в общество, но все меньше на него влияет.

4.  Искусство – полифункциональное явление, определенным образом воздействующее на людей. Полифункциональная природа искусства порождает конкретные типы публики. уцй