ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА”
СД(М).Ф.6 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА НАПРАВЛЕНИЯ
040200.62 «СОЦИОЛОГИЯ»
Утверждено на заседании кафедры истории и теории социологии факультета социальных наук (протокол №_6_ от «13 января» 2009 г.) Зав. кафедрой истории и теории социологии ____________________Воронцов А.В. |
Утверждено на заседании Ученого Совета факультета социальных наук (протокол № _5_от «27 января 2009 г.) Председатель Ученого Совета ____________________Барабанов В.В. |
ДИСЦИПЛИНА СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Направление Профиль подготовки: |
040200.62 “Социология” Бакалавр социологии |
Курс: |
4 |
Форма обучения: |
Очная |
Семестр: |
7 |
Количество часов: |
128 |
Аудиторных: 64 |
Лекции - 32 Практические – 32 |
Цель дисциплины
Рассмотрение феномена общественное мнение, выявление его функций и свойств, знакомство с рядом теоретических и методологических проблем изучения общественного мнения населения. Учет специфики социологических исследований общественного мнения, выявление роли общественного мнения в принятии управленческих решений.
Задачи дисциплины:
Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины
Принцип 1. Системный подход. Каждая тема представляет собой подсистему общей системы - программы дисциплины.
Принцип 2. Методическая обеспеченность. При формировании дисциплины следует опираться прежде всего на те источники, которые доступны для студентов. В случае привлечения малодоступных источников автор программы предлагает студентам распечатки необходимых для усвоения материала фрагментов.
Принцип 3. Преемственность. Использование знаний, полученных студентом в ходе изучения дисциплин «Методология, методика и техника социологических исследований», «История социологии" и др..
Текущий контроль качества усвоения знаний
Оценка текущей работы студентов на семинарских занятиях (с предварительным информированием студентов о формах работы и сроках ее выполнения), зачет (возможно получение зачета по результатам текущей работы). В конце курса - экзамен по билетам, но с учетом результатов текущей работы студентов.
Формы итоговой аттестации: в конце дисциплины - зачет с учетом результатов текущей работы студентов.
Основное содержание дисциплины
Тема 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Общественное мнение (ОМ) как вид, (форма, состояние) общественного сознания. ОМ - сплав обыденного и теоретического сознания. Оценочно-познавательная деятельность населения и ОМ. Роль стереотипов в формировании и распространении ОМ. Дискретность ОМ. Процесс перехода от личного к групповому и общественному мнению. Субъекты и объекты ОМ. Понятие "аттитюд" в теории ОМ.
Тема 2. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.
Институционализация: понятие, аспекты, стадии. Становление системы опросов ОМ в США, Франции, Германии, Великобритании. Особенности становления системы опросов в СССР. Становление отечественной социологии ОМ (Б.Грушин).
Организация и принципы работы Левада-Центра. Современное состояние системы изучения ОМ в России.
Тема 3. ВЫЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.
Классификация потребностей. Определение интересов; типология интересов. Методы выявления интересов. Система выявления интересов на основе опросов ОМ.
Тема 4. СВОЙСТВА И СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.
Свойства ОМ: направленность (позитивная, негативная, нейтральная), интенсивность выражения, компетентность, стабильность/динамичность (стадии ОМ), распространенность (географический и социальный аспекты), зрелость, конструктивность и прогрессивность. Внешняя и внутренняя структуры ОМ. Основные элементы внутренней структуры ОМ: рациональная, эмоциональная и волевые компоненты.
Тема 5. ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.
Классификация функций ОМ. Регулятивная, воспитательная, оценочная, контрольная, консультативная, директивная функции ОМ. Средства формирования и выражения ОМ. Условия и гарантии, при которых возможно выполнение функций ОМ в обществе. Некоторые результаты воздействия ОМ на социальные институты. Последствия неиспользования (неучета) ОМ. Направления влияния ОМ на различные социальные институты, социальные группы и общество в целом.
Тема 6. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОМ
Сущность гносеологического подхода к изучению ОМ. Социологический подход к изучению ОМ: направления исследований. Факторы, влияющие на формирование ОМ. Роль различных типов коммуникаций в этом процессе. Динамика ОМ. Содержание ОМ (суждения, оценки, эмоции, поведенческие установки). Роль ОМ в жизнедеятельности общества. Возможности прогнозирования содержания и формы выражения ОМ.
Тема 7. РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И УЧЕТА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ.
Типы отношений между ОМ и субъектами управления. Что значит "учитывать ОМ"? Управленческая ценность ОМ. Информационное сопровождение управленческих решений и ОМ. Модели взаимодействия ОМ и власти.
Тема 8. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.
Организационные и методологические проблемы изучения ОМ. Уровни выявления ОМ. Типы эмпирических исследований ОМ: углубленное, регулярное, зондаж, экспресс-опрос. Основные этапы изучения ОМ.
Тема 9. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.
1. Наблюдение, анализ документов, эксперимент - общая характеристика методов.
2. Опрос - основной метод выявления и изучения ОМ. Различные подходы к классификации опросов.
3. Почтовые опросы: история и современность.
4. Почтовые опросы: методические проблемы организации работы по проведению опроса.
5. Прессовые опросы: способы повышения репрезентативности полученных данных.
6. Он-лайн-опросы.
7. Контент-анализ как метод выявления ОМ.
8. Проблемы репрезентативности данных: требования к формированию выборки, способы построения выборки.
9. Нерепрезентативность"соломенных опросов".
Тема 10. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.
Законы Кэнтрила."Спираль молчания" Э. Ноэль-Нойман. Эффект "оркестрового вагона". Анализ менталитета по Б.Грушину. Аксиомы функционирования ОМ Дж.Цаллера. Проблема манипулирования ОМ. Приемы манипулирования ОМ. Методика проведения опросов обогащенного общественного мнения (Дж.Фишкин).
Метод обогащенного ОМ как возможность манипуляции. Способы защиты от манипулятивных приемов.
Основные понятия дисциплины: общественное мнение, аттитюд, общественное сознание, интересы, потребности, классификация интересов и потребностей, структура общественного мнения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.