Культура и регуляция человеческого поведения

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Содержание работы

22.03.2013

Культура и регуляция человеческого поведения.

1.  Образцы поведения, обычаи и нормы.

2.  Понятия и сущность ценности.

Литература.

1.  Плаханов В. Д., Норма и отклонения в обществе. СПб., 2011.

2.  Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 2003.

3.  Инглхарт Р., Вельцель К, Модернизация, культурные изменения и демократия. М., 2011.

4.  Лукьянов Вячеслав Георгиевич, Лялин В. С., Урсу И. С., Социология. СПб., 2010.

Поведение людей, в отличие от животных не определяется исключительно инстинктом.

Социокультурная среда программирует поведение человека.

Культура – это карта поведения человека с утра до вечера, от рождения и до смерти.

В фундаменте морали, религии и других сфер культуры находятся основные регуляторы человеческого поведения (1,2 вопрос лекции).

Образцы поведения – это определенные схемы поведения в конкретных жизненных ситуациях, типичные для данной культуры.

1.  Принимаются добровольно и часто не осознаются носителями культуры.

2.  Могут быть положительными или отрицательными.

3.  Многие образцы поведения формализуются и имеют четкие предписания – воинский устав, дипломатический этикет и др.

Обычаи.

Обычаи – это определённый стереотип поведения, превратившийся в привычку и передающий из поколения в поколения накопленный социальный опыт.

1.  К обычаям относят формы жизненного уклада, формы поведения, воспитания, правила гигиены и др.

2.  Обычаи формируется в разных сферах жизни человека и со временем изменяются.

3.  В качестве основного регулятора поведения О. выступают в архаическом обществе.

Нормы.

Это общепринятые правила поведения устанавливающие его допустимые границы и являющиеся условием принадлежности индивида группе.

1.  Нормы функционируют на 2 уровнях:

·  Эмоциональном (в форме обычая);

·  Рациональном (что предполагает сознательную оценку и выбор варианта поведения).

2.  Нормы складываются в нормативные системы. Чем сложнее общество, тем более дифференцированной является его нормативная система.

3.  В процессе быстрых и глубоких социальных изменений нормативные системы теряют стабильность, разрушаются, и утрачивают свою регулятивную функцию. Возникает аномия.

Классификация норм.

Основание классификации                                   Типы норм

1. Специфика субъекта нормотворчества

Нормы общечеловеческие, конкретного общества, групповые, меж индивидуального общения

2. Специфика объекта нормирования

Нормы, действующие в области определенных видов отношений: экономические, политические, нравственные правовые и тд.

3. Роль норм в жизнедеятельности индивида

Обязывающие/Побуждающие

4. Нравы социальной общности

Реальные нормы/Идеальные нормы

Ценности населения России 2002 год:

1.  Семья

2.  Порядок

3.  Общение

4.  Свобода

5.  Независимость

6.  Благополучие

7.  Нравственность

Определение ценности

Ценность – личностно окрашенное отношение к миру, возникающее у человека на основе собственного жизненного опыта и связанное с определённым материальным или идеальным объектом носителем ценности.

1.  Ценности возникают у человека как ответ на вопрос: к чему следует стремиться и чего следует избегать.

2.  Во всякое зрелой культуре существуют механизмы внедрения одних ценностей и отторжения других.

3.  Главная функция ценностей – создание упорядоченной и осмысленной картины мира.

4.  Ценности принимаются добровольно и связаны со свободным выбором индивида.

Ценности индивиду необходимы для поддержания душевного равновесия. Потеря ценностей воспринимается как утрата смысла жизни.

Различаются три формы существования ценностей, переходящих одна в другую:

1.  Общественные идеалы, выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем как обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни.

2.  Предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей.

Классификация ценностей.

Основание  классификации

Типы ценностей

1. Специфика «S» ценностного отношения

Ценности индивидуальные, групповые, классовые, конкретного общества, общечеловеческие

2. Специфика «О» ценностного отношения

Ценности экономические, нравственные, художественные, религиозные, политические, правовые и др.

3. Роль ценностей в жизнедеятельности индивида

·  Смысло-жизненные (добро-зло);

·  Витальные (жизнь, здоровье);

·  Терминальные (дружба, семья, любовь и др.);

·  Инструментальные  (трудолюбие и др.).

4. Роль ценностей в жизнедеятельности общества

Интегрирующее обществ; дифференцирующее общество; двойственные.

Выводы:

1.  Кульутра осуществляет регуляцию поведения человека посредством формирования и внедрения образцов поведения, обычаев, норм и ценностей.

2.  Нормативно-ценностые системы регулируют поведение людей в рамках определенных социальных институтов

3.  Нормативно – ценностные системы делают понятным и предсказуемым поведение других, делают возможным взаимное приспособление индивидов.

Похожие материалы

Информация о работе