4. Имеется возможность оценки вероятности каждого условия, в котором, в будущем, может оказаться ГПС.
5. Сформулировано правило принятия решения. Решение может, приниматься в условиях определенности, риска и неопределенности.
Если решение принимается в условиях определенности, то каждое действие (выбор варианта ГПС) имеет известный результат. В условиях риска и неопределенности каждое действие может иметь несколько результатов в зависимости от условий, но в первом случае каждое условие имеет известную вероятность, а во втором – неизвестную.
Постановка задачи
Введем следующие обозначения:
(, , … , , … , ) – возможные альтернативные решения (варианты ГПС);
(, , … , , … , ) – ряд возможных условий, в которых может функционировать ГПС;
(, , … , , … , ) – вероятность выполнения определенного условия , причем , .
Каждая пара (,) связана с результатом функционирования ГПС, который обозначим . Связь альтернативного решения (выбор варианта ГПС), условия и результата может быть представлена в виде матрицы (табл.2). Если решение выносится в условиях определенности, то размерность этой матрицы понижается до вектора. Для примера рассмотрим задачу создания ГПС толстопленочных микросборок. Известно, что существуют три концепции создания таких ГПС: на основе завода-автомата (); гибких автоматизированных цехов (); отдельных быстрозаменяемых модулей ().
Типовая ГПС может эксплуатироваться при двух возможных условиях: толстопленочная технология сохранит в обозримом будущем свое доминирующее значение () и, будет вытесняться какой-либо более прогрессивной технологией ().
Комбинация альтернативных вариантов ГПС и условий развития технологии дает шесть результатов: производительность труда; фондоотдачу и т.д. Мы будем рассматривать экономический эффект при эксплуатации ГПС.
Очевидно, что первая концепция для первого условия наиболее благоприятна, так как создание завода-автомата при доминирующем значении толстопленочной технологии даст лучшие результаты.
С другой стороны, если толстопленочная технология утратит свое доминирующее положение, то создание ГПС на базе завода-автомата может иметь отрицательное значение -большие потери. Подобное утверждение особенно близко будет к истине, если к моменту окончания разработки ГПС заложенные в нее решения морально устареют.
Третий вариант ГПС наиболее подходит для второго условия , так как в систему можно будет оперативно вводить новые модули, использующие новые ТП.
Положим, что экономический эффект от эксплуатации ГПС в терминах поставленной задачи выразится матрицей (табл. 2).
Таблица 2
А |
S |
|
S1 |
S2 |
|
a 1 |
100 |
25 |
a 2 |
90 |
65 |
a 3 |
75 |
75 |
Решение задачи
Если известно, что толстопленочная технология не утратит своего доминирующего значения, то при принятии решения необходимо пользоваться только первым столбцом. Ясно, что в этих условиях будет выбран вариант , так как он позволяет получить наибольший результат.
Если с вероятностью, равной единице, известно, что толстопленочная технология к окончанию разработки ГПС утратит свое доминирующее положение, то выбирается альтернатива .
Если каким-либо образом удается определить эту вероятность, тогда выбор решения осуществляется в условиях риска.
Предположим, что в условиях риска ; . Тогда при выборе решения определяется ожидаемое значение каждого действия (выбора соответствующего варианта ГПС), а затем выбирается вариант ГПС с наибольшим ожидаемым значением.
Ожидаемая оценка результата при выборе варианта ГПС - выражается следующим образом:
.
Для примера табл. 2 можно записать платежную матрицу (табл. 3)
Таблица 3
Тип ГПС |
|||
100 |
25 |
92,5 |
|
90 |
65 |
87,5 |
|
75 |
75 |
75,0 |
Поскольку имеет наибольшее ожидаемое значение, необходимо выбрать вариант ГПС - .
Для случая и - = 77,5; = 82.5; = 75,0.
Выбираем вариант ГПС - .
При отсутствии информации о вероятностях появления условий можно вычислить ожидаемые значения каждого выбора для различных вероятностей и определить границы ожидаемых значений результата для каждого выбора. Для рассматриваемого примера составим табл. 4 зависимости выбора структуры ГПС от вероятности стратегии.
Таблица 4
Выделенные в табл. 4 значения показывают, какие альтернативные варианты должны быть выбраны в соответствующих ситуациях:
1,0 0,8 - ;
0,8 0,4 - ;
0,4 0,0 - .
Полученное правило выбора
может быть проиллюстрировано в виде
графика (рис. 6). По оси ординат откладываются значения из
табл. 4, а по оси абсцисс - соответствующие им вероятности . Максимальные значения в заданной точке дают возможность определить выбор
варианта структуры ГПС.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГПС
2.1. Основные принципы организации группового производства
Групповое производство нужно рассматривать, во-первых, как производственную систему, для которой требуется новый, более совершенный характер разработки, управления и распределения производственных задач и, во-вторых, как организационную основу для построения гибких автоматизированных и автоматических производств [9,11] . Введение новой организации производства, обеспечивающей резкое сокращение производственных циклов и внутрицеховых перемещений, уменьшение незавершенного производства, более быстрое освоение новых изделий, связано в ряде случаев с коренной перестройкой давно уже вошедшей в практику формы создания производств, цехов и участков по функциональному или технологическому признаку, когда на участках выполняются над разными деталями однородные операции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.