Структурный, кинематический и динамический анализ кривошипно-ползунного механизма и шарнирного четырёхзвенника, страница 5

 - тангенциальное (касательное) ускорение точки С во вращательном движении звена ВС относительно точки В, направлено по касательной к траектории движения, т.е. перпендикулярно линии ВС, по величине не известно.

Во втором векторном уравнении только два неизвестных, это модули векторов  и , направление которых известно, значит оно решаемо графически.

Решаем графически второе векторное уравнение построением планов ускорений.

Выбираем произвольную точку П (полюс плана ускорений) и из него параллельно линии ВА в направлении от В к А проводим отрезок Пв произвольной длины (в нашем случае Пв=140мм), выражающий в масштабе  ускорения . Величина масштаба плана ускорений определяются по формуле:

                                                                     (19)

К вектору  прибавляем вектор , т.е. из точки в проводим параллельно линии СВ в направлении от СВ прямую линию и на ней откладываем отрезок , изображающий направления ускорения , равный

Значения  для 12 положений показаны в таблице 3.

Через конец вектора (точку ) проводим прямую линию перпендикулярную , изображающую направление вектора , т.к. вектор  направлен вдоль СВ, а вектор  направлен перпендикулярно СВ.

Так как, сjгласно первому векторному уравнению, вектор  направлен вдоль направляющей x-x, из полюса П проводим прямую линию параллельно траектории движения ползуна – направляющей x-x. На пересечении векторов  и  находится точка С – конец вектора ПС, изображающего ускорение  в масштабе  и конец вектора , изображающего ускорение .

Определим модули этих ускорений и заносим их значения в таблицу 3.

Угловое ускорение звена ВС определяется по формуле

                                                                   (20)

Для определения направления углового ускорения  мысленно закрепим точку B, а вектор с плана ускорений перенесём в точку C механизма. Под действием этого вектора звено ВС будет стремиться, повернутся вокруг точки В. Это, и будет направлением .

Для определения ускорений центров масс звеньев считаем, что центры масс располагаются в геометрическом центре звеньев, центр масс ползуна S совпадает с центром масс шарнира С. намечаем на плане ускорений точки S1 – середина отрезка Пв (центр масс кривошипа) и S2 – середина отрезка вС – центр масс шатуна (на основании теоремы подобия или свойства пропорциональности между планом ускорений и планом механизма). Точку S2 соединим с полюсом П.

Тогда,

Таким образом определяются линейные ускорения точек В, С, S1, S2 и угловые ускорения шатуна ВС для всех 12-ти положений механизма и их параметры заносим в таблицу3

Таблица 3

Параметры планов ускорений

положение параметры

0

1

2

3

4

5

6

6/

7

8

9

10

11

ПС, мм

78

63

21

22

45

47

43

115,5

112

88,5

29

61,5

142

169,42

131,15

57,15

21,94

78,59

108,18

117,88

117,88

114,31

90,32

29,597

62,77

144,93

25,98

17,47

5,26

0,26

8,74

21,04

25,98

25,98

17,47

5,497

0,37

9,35

22,47

25,46

17,12

5,15

0,25

8,56

20,62

25,46

25,46

17,12

5,39

0,34

9,16

22,01

Продолжение Таблицы 3

0

1

2

3

4

5

6

6/

7

8

9

10

11

13

81,5

126

140

115

57

8,5

10

83,5

128

145

116

53

13,27

83,18

128,595

142,88

117,37

58,17

8,68

10,21

85,22

130,64

147,99

118,39

54,09

7,095

44,48

68,77

76,41

62,76

31,11

4,64

5,46

45,57

69,86

79,14

63,31

28,93

направление

ПS1 , мм

70

71,442

ПS2 , мм

152,5

128

86,5

71

97,5

120

127,5

127,5

119

97,5

70,5

91,5

138

155,64

130,64

88,28

72,46

99,51

122,47

130,13

130,13

121,45

99,51

71,95

93,38

140,84